Козловский Михаил Иванович(1753—1802)

Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог.

К наиболее ярким представителям русской скульптуры ХVIII века безусловно принадлежит М.И. Козловский. Наряду с Шубиным и И.П. Мартосом Мартос Иван Петрович [1754—1835] Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. он является одним из величайших русских скульпторов.

М.И. Козловский Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. происходил из демократической среды — его отец был «трубачевским мастером» в военно-морском флоте. С 1764 по 1773 год Козловский Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. учился в Академии
художеств. Годы его учения совпали с периодом становления в европейском искусстве стиля классицизм, одним из основоположников и наиболее ярких представителей которого в русской пластике он и явился впоследствии. Окончив АХ в 1773 г. с большой золотой медалью, Козловский в качестве пенсионера живет в Риме (1774-79), где изучает античное искусство, а также живопись и пластику Возрождения. Особенно его привлекает творчество Микеланджело Буонарроти. Свою пенсионерскую поездку Козловский завершил во Франции, где провел год и где Марсельская академия искусств присвоила ему звание академика. В 1780 г. он вернулся на родину. Академическая программа Козловский Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. на тему: «Изяслава Мстиславовича, изъязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши, но он, сняв с себя шелом, показал им, что он их князь и полководец» (гипс,  1772, Русский музей), представляет собой горельеф, выполненный в эффектной живописной манере. Не является случайностью, что скульптор разработал в данном произведении тему из отечественной истории. Интерес к подобного рода сюжетам был характерен для раннего периода деятельности Академии. Темы, взятые из древнейших периодов русской истории, в еще большей мере, чем заимствованные из античной мифологии, давали возможность  для выражения идей героического  служения родине, борьбы  за  ее  независимость,  для  провозглашения идеалов  любви  и  дружбы,  ненависти к тиранам и преклонения перед действительно, благородными постушками. В иносказательной форме художники получили возможность говорить порой о подлинной «злобе дня».

Для эпохи увлечения наследием античности характерно, что заграничные занятия Козловского начались с Рима и только в 1779 году он переехал в Париж. Ф.И. Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…., Гордеев, архитекторы и живописцы предшествующего поколения свои зарубежные странствования начинали с Парижа и лишь оттуда попадали в Рим.

Вернувшись в Петербург, Козловский Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. работает для Мраморного дворца (80-е гг.). Им были выполнены два барельефа на сюжеты, навеянные героическими преданиями Древнего Рима. Один из них изображает прощание консула Регула с гражданами Рима перед возвращением в Карфаген; в другом рассказано об освобождении Камиллом своего родного города. Оба произведения посвящены прославлению чувства гражданского долга и патриотизма.

К этому же времени относится исполнение Козловским Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. большой мраморной статуи Екатерины II в образе Минервы (1785, Русский музей). Скульптор дал толкование образа царицы,  близкое к тому,  которое  немного  раньше было продемонстрировано Левицким, а несколько позднее — Ф.И. Шубиным Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета….. Это, конечно, не портрет живого, реального человека, а величавая ода, воспевающая идеальное существо, далекое от подлинной исторической действительности. М.И. Козловский Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…., подобно Д.Г. Левицкому Левицкий Дмитрий Григорьевич [1735—1822] Известный русский живописец 18 века. Первым учителем художника был его отец. Учился в Киеве и Петербурге у А.П. Антропова, приехав туда ок. 1758. Под руководством Андропова расписывал Триумфальные ворота, возведенные в Москве по случаю коронации… и Ф.И. Шубину Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…., дает образ Екатерины-законодательницы, награждая ее, в отличие от только что названных двух художников, шлемом богини мудрости Минервы и эффектно используя мотив широкого плаща, ниспадающего красивыми складками.

В 1788 году Козловский Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. вновь направляется в Париж, где попадает в самую гущу революционных событий. Здесь им была исполнена статуя «Поликрат, привязанный к дереву» (гипс, 1790, Русский музей), в которой темы человеческого страдания и жажды освобождения подняты до трагических высот. Выразительны данная в резком развороте фигура Поликрата, жест руки, вскинутой вверх в последнем судорожном усилии, лицо, охваченное смертельной мукой.

Вернувшись во второй половине 1790 года на родину, М.И. Козловский Козловский Михаил Иванович [1753—1802] Крупнейший русский скульптор XVIII века. Автор многих известнейших работ, среди которых скульптура для фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва». Профессор Академии художеств, педагог…. вступил в заключительный, особенно богатый, творческими достижениями период деятельности. По-прежнему скульптора продолжают волновать античные темы. Но особенно гармоничным стало содружество скульптора с архитектором при выполнении им гипсовых рельефов для Концертного зала в Екатериненском парке Царского Села. Павильон был возведен Дж. Кваренги в стиле зрелого классицизма (1783-88). Общей темой всех рельефов является музыка. Здесь Орфей играет на лире, укрощая диких животных, Аполлон музицирует перед Церерой, здесь и музы с атрибутами искусств. Ритмическая структура рельефов, их уравновешенная композиция, плавно текущие контуры фигур и величавая торжественность образов — все способствует созданию музыкальной атмосферы павильона. В 1784-85 гг. скульптор выполнил из мрамора большую статую императрицы Екатерины II в образе древнеримской богини мудрости Минервы. Окутанная античным плащом и увенчанная шлемом (атрибутом богини), императрица одной рукой указывает на лежащие у ее ног трофеи, символизирующие одержанные победы, а в другой — держит свиток с начертанными на нем законами, которые изданы ею для «благоденствия своих подданных». Так Козловский воплощает представление об идеальном монархе — защитнике Отечества и мудром законодателе. Столь же сложный аллегорический смысл имеет и другая мраморная статуя, выполненная Козловским во второй половине 1780-х гг., — «Бдение Александра Македонского». Образ античного героя послужил скульптору для воплощения нравственных идеалов эпохи Просвещения — воспитания твердой воли и стремления к знаниям. Композиция и общее пластическое решение статуи проникнуты духом «спокойного величия и благородной простоты», все отличается строгостью и соразмерностью, все построено на плавном перетекании контуров и форм. Тело юноши охвачено дремотным оцепенением, мускулатура как бы «притушена» тончайшей пленкой матового покрова мрамора, голова склонилась к руке, опирающейся на колено… Но спокойствие обманчиво. Сохранилось много рисунков Козловского, которые в большинстве своем носят характер подготовительных набросков для будущих произведений скульптуры и связаны с ней кругом тем и сюжетов (мифологических, библейских и евангельских) и средствами художественного выражения. Однако ряд его рисунков можно считать самостоятельными, вполне законченными произведениями графики. Среди них особенно выделяются два рисунка, полных драматизма и эмоционального накала, — «Смерть Ипполита» и «Тезей покидает Ариадну» (оба 1792). 1788-90 гг. Козловский снова проводит в Париже, куда едет «для вящего приобретения познаний в своем художестве» и где получает грандиозный поток впечатлений, вызванный событиями совершавшейся на его глазах революции. Именно в революционном Париже зародилась тема следующего крупного произведения — статуи «Поликрат» (1790). Сюжет о смерти самосского тирана Поликрата, взятый из истории Древней Греции, послужил скульптору для аллегорического ответа на события современности. Переданные здесь страстная жажда свободы, чувство страдания и мучительной обреченности отразили стремление художника сделать искусство более эмоциональным, обогатить его образный язык. В 1792 г. Козловский завершил одну из самых своих прекрасных работ — мраморную статую «Спящий Амур», где создал образ идиллический и гармоничный. Аналогичный по настроению образ дан и в небольшой мраморной статуе «Психея» (1801) — воплощении душевной чистоты, мечты о счастливом, ничем не омраченном детстве. Во второй половине 1790-х гг. Козловского привлекают темы российской истории (статуи «Князь Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», 1797; «Геркулес на коне», 1799). Стремление создать образ высокого душевного благородства и мужества, по своей направленности близкий к народным представлениям о герое, наиболее полно реализовано скульптором в памятнике А. В. Суворову в Петербурге (1799-1801). Бронзовый рыцарь в латах и пернатом шлеме прикрывает щитом трехгранный жертвенник и порывистым взмахом заносит шпагу. Голова его гордо вскинута, движения энергичны. Плащ, наброшенный поверх лат, ниспадает складками. Таков символический образ, в иносказательной форме прославляющий Россию и ее великого полководца. В самом конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе над обновлением скульптуры Большого каскада в Петергофе. Роль Козловского особенно значительна: созданная им группа «Самсон, раздирающий пасть льва» занимает центральное место в идейном замысле и композиции этого ансамбля. Еще в петровское время получила распространение в искусстве аллегория, согласно которой библейский Самсон (отождествляющийся со святым Сампсонием, в день празднования памяти которого, 27 июня 1709 г., была одержана победа над шведами под Полтавой) олицетворял победившую Россию, а лев (герб Швеции) — побежденного Карла XII. Козловский использовал эту аллегорию, создав грандиозное произведение, где в единоборстве могучего титана со зверем раскрывается тема морского могущества России. (В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена фашистами. В 1947 г. скульптор В. Л. Симонов, при участии Н. В. Михайлова, выполнил по ее образцу новую модель, возвратив таким образом утраченный памятник новым поколениям зрителей.) Большая эмоциональная насыщенность произведений Козловского и подкупающее строгое благородство классического вкуса, столь далекие от той холодной абстрактности и схематизма, к которым придет классицизм середины XIX века, — все это присутствует не только в скульптурных, но и в графических работах Козловского. Дошедшие до нас рисунки натурщиков, а также многофигурные композиционные эскизы показывают, что наряду с Лосенко Козловский был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. С 1794 г. Козловский становится профессором скульптурного класса АХ. Среди его учеников — знаменитые в будущем ваятели С.С. Пименов Пименов Степан Степанович [1784—1833] … и Демут-Малиновский Демут-Малиновский Иван Васильевич [1826—1885] …. Козловский умер внезапно, в расцвете своего таланта.

 

Меню