Кругликова Елизавета Сергеевна(1865—1941)

Русский и советский художник, график. Занималась офортом, монотипией. Основала собственную школу-студию Кругликовой, привлекшая многих одаренных учеников (М.А.Волошин, М.А.Добров, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова и др.) Прославилась своими силуэтами, вырезанными из черной бумаги. Была профессором кафедры офорта (а затем заведующей кабинетом офорта) во Вхутеине. Работала как сценограф, став одним из организаторов (1919), а также художником-оформителем Государственного театра марионеток.

Кругликова родилась в Петербурге в семье офицера. С 1890 занималась в Академии художеств в качестве вольнослушательницы. В 1895 надолго обосновалась в Париже, где посещала студии А.Витти и Ф.Коларосси. Ее мастерская на улице Буассонад стала своеобразным клубом русской творческой интеллигенции в Париже. Увлекалась различными техниками печатной гравюры, экспериментируя с такими сравнительно редкими и полузабытыми ее видами, как мягкий лак, акватинта, меццо-тинто. На волне этих опытов возникла собственная школа-студия Кругликовой, привлекшая многих одаренных учеников (М.А.Волошин, М.А.Добров, И.С.Ефимов, Н.Я.Симонович-Ефимова и др.). Свои парижские впечатления изложила в импрессионистически живой очерковой книге Париж накануне войны, украшенной многочисленными репродукциями ее работ (издана в Петрограде в 1916).
С началом Первой мировой войны осталась в Петрограде. По-прежнему плодотворно работала как педагог: была профессором кафедры офорта (а затем заведующей кабинетом офорта) в Высшем художественно-техническом институте (Вхутеин). Ее пейзажи и натюрморты (в том числе многочисленные «букеты») были эталонами созерцательной, порой романтически-сумрачной красоты в духе консервативно-академического модерна. Наиболее характерные из них, как это было и в парижский период, создавались в технике монотипии, сближающей гравюру с живописью. Прославилась своими силуэтами, вырезанными из черной бумаги (Е.Е.Лансере, И.Е.Репин и К.С.Петров-Водкин на выставке «Мира искусства», 1916; многочисленные портреты – М.И.Цветаевой, 1920, Д.Д.Бурлюка, 1921, В.И.Иванова, 1924, и др., в том числе ряд замечательных автопортретов); чрезвычайно экспрессивные и живые, они возродили представление о силуэте – долгое время прозябавшим в роли домашнего развлечения – как о полноправном виде искусства. Не раз издавала их в виде альбомов (Силуэты современников, 1922; Призвание поэта, Вожди революции, оба альбома – 1925). Выступала как сценограф, став одним из организаторов (1919), а также художником-оформителем Государственного театра марионеток. По ее эскизам были оформлены спектакли «По щучьему велению» и «Вий» по повести Н. В. Гоголя.
В 1922-29 годах была профессором полиграфического факультета Академии Художеств в Петрограде-Ленинграде, где руководила обучением технике офорта.
 

Меню