Русский художник-авангардист. Организатор художественной группы «Треугольник». Теоретик и идейный вдохновитель русского футуризма.
Трудно представить себе художественную жизнь русского авангарда 1910-х гг. без кипучей деятельности, идей и творчества И. И. Кульбина, ее вдохновителя, теоретика и организатора. Примечательна сама судьба этого талантливого человека. Когда действительный статский советник, приват-доцент, военный врач Генерального штаба русской армии впервые участвовал в художественной выставке («Основные течения в искусстве», Петербург, 1908), ему было сорок лет, и никакого специального образования в области искусства он не имел. Но он был в авангарде современной ему науки (исследователь рентгеновских лучей, автор ряда научных трудов, учебников, изобретений) и обладал универсальным синтезирующим складом мышления. Идеи философской мысли начала XX в. о единстве целей науки и искусства, о действии в каждой малой частице мироздания единых законов Вселенной, будь то царство минералов, растений, животных или общество людей, область человеческих мыслей и творчества, были и идеями Кульбина, поэтому он столь стремительно и органично занял место одного из лидеров в новом искусстве. За несколько лет он успел организовать в Петербурге группу «Треугольник» (1908), пригласить в Россию известного итальянского футуриста Ф. Т. Маринетти (1914), открыть несколько выставок (не только современного искусства, но и ретроспективных), освоить технику литографии и выступить в качестве иллюстратора книги и художника театра, прочитать ряд лекций на стыке науки, литературы, музыки и теории искусства (на самом высоком и передовом уровне в любом из этих направлений), написать несколько статей для русских журналов об искусстве, в которых были сформулированы положения, ставшие программными для лучизма М.Ларионова Ларионов Михаил Федорович [1881—1964] Русский живописец и график. Учился в МУЖВЗе (1896-1901) у и . Начинал как импрессионист, затем создал ряд произв. в духе примитивизма. Теоретик русского авангарда, в 1912—1914 разработал теорию «лучизма»…, абстракционизма В.Кандинского Кандинский Василий Васильевич [1866—1944] Русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма. Один из основателей группы «Синий всадник». Преподаватель Баухауса…., примитивизма и других художественных платформ. Старания Кульбина-теоретика были направлены к цели «динамического развития вселенной» — созданию живой теории, основанной на данных точных наук и позволяющей человеку, который и сам является «клеточкой тела живой земли», как откровение читать книгу Вселенной, пробуждая в себе поэта, становясь постепенно «цветом земли» — существом «любящим, мыслящим и желающим». В собственном творчестве Кульбин пытался воплотить формообразующие «энергии», выявить суть импульса динамического роста, присутствующего в том или ином предмете, человеке, событии. Ассимилируя опыт импрессионистов и В. Ван Гога, М.Врубеля Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой…, фовистов, обращаясь к иконе и первобытному искусству, Кульбин создавал произведения разных жанров: пейзаж «Морской вид» (1916-17), композицию «Страшный Суд» (1910), портрет-олицетворение «Солнце» (1911), портреты поэтов В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, художников Д.Бурлюка Бурлюк Давид Давидович [1882—1967] Русский художник и писатель, идейный вдохновитель футуризма. Участник обьединений «Синий всадник», «Союз молодежи», «Гилея», «Бубновый валет», «Общество Изобразительных Искусств»…., С. Ю. Судейкина Судейкин Сергей Юрьевич [1882—1946] Русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы». Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ…, деятелей театра Н. Н. Еврейнова и А. А. Мгеброва. Художник, смотревший всегда вперед, устремленный к новому, к открытиям, Кульбин никогда не занимался «ниспровергательством» художественных ценностей прошлого. Каждая строчка, им написанная, свидетельствует о взглядах человека «любящего и мыслящего». И важно, что именно он выполнял миссию самосознания русского авангарда в момент его рождения и роста.