Кузнецов (Кисточкин, Кузя, К3) Константин Константинович(1895—1980)

Русский художник. Живописец и график. Художник русского зарубежья. Создавал карикатуры и иллюстрации. Исполнял акварели на русские темы для рождественских открыток и календарей у нью-йоркского издателя Мартьянова.

16 мая 1895 (С.-Петербург, по другим данным – Воронеж) – 9 марта 1980 (Лос-Анджелес). График.

Сын директора гимназии. В I мировую войну служил офицером. В 1920, после расстрела отца большевиками, бежал на юг России и вступил в Белую армию. В конце 1920 эвакуировался с ее частями из Крыма и попал в Королевство СХС.

Недолго жил в городке Панчево близ Белграда, посещал курсы живописи и рисования. Оформлял торговые афиши в универсальном магазине Матича в Белграде. Начал заниматься книжной иллюстрацией, рисовать карикатуры, плакаты.

В 1937–1941 создал 26 стрипов (комиксов) для белградского журнала «Мика миш» А. Ивковича. Лучшими признаны стрипы мистико-приключенческого жанра: «Графиня Марго» (1939), «Барон-вампир» (1939), «Три жизни» (1940), «Клеймо смерти» (1941). Многие стрипы созданы по мотивам русской литературы: «Хаджи-Мурат» по Л. Н. Толстому (1937–1938), «Ночь перед Рождеством» по Н. В. Гоголю (1940), «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1940). В 1940–1941 опубликовал в журнале «Политикин забавник» стрип «Петр Великий» и стрипы по сказкам Пушкина – «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке»,– выполненные под влиянием иллюстраций И. Я. Билибина. Опубликовал несколько стрипов во французских журналах.

В 1941–1944, в период оккупации Белграда, рисовал антисемитские и антикоммунистические плакаты для издательства «Юго-Восток» (несколько десятков плакатов хранятся в историческом архиве Белграда), карикатуры на Сталина, Рузвельта, Черчилля, иллюстрировал пропагандистские брошюры. Как карикатурист сотрудничал в юмористическом журнале «Бодљикаво пресе» («Дикобраз»), рисовал стрипы для журнала «Мали забавник».

Осенью 1944 бежал из Югославии и попал в лагерь для перемещенных лиц в Австрии. В 1946 оказался в лагере в предместье Мюнхена, где нарисовал обложку к журналу «Огни» (№ 1 за 1946), обложку и три иллюстрации для книги А. М. Черного «Ослиный тормаз» (Мюнхен, 1946) и рисовал карикатуры для юмористического журнала «Петрушка» (под псевдонимами: «Кисточкин», «Кузя» и «К3»).

Около 1950 выехал в США. Продолжал работать как иллюстратор, писал картины, иконы. Исполнял акварели на русские темы для рождественских открыток и календарей у нью-йоркского издателя Мартьянова. Исполнил обложку юбилейного альманаха «Галлиполи. 1920-1955 гг.: Лемнос – Чаталджа – Бизерта» (Холливуд, 1955), изданного к 35-летию пребывания в Галлиполи Русской армии, и обложку для издания поэмы И. А. Автамонова «Рогнеда» (Лос-Анджелес, 1970). В 1970 в Канаде вышла книга «Крещение Руси» с его иллюстрациями (переиздана репринтом в 1988 в Москве).

Работы хранятся в Историческом архиве Белграда (плакаты военных лет), в Русском культурном центре в Сан-Франциско (картины маслом, иконы), в частных собраниях.

Меню