Лактионов Александр Иванович(1910—1972)

Советский живописец и график. Народный художник РСФСР (1969). Действительный член АХ СССР (1958).
Учился в АХ в Ленинграде (1932-38) у И.И. Бродского. Дипломная работа в ВАХ (1932-1938) — «Красноармейцы выпускают стенную газету», оценка — отлично.  Преподавал в институте живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (1936-44) и в Московском заочном педагогическом институте (1967-70, с 1968 — профессор). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Произведения: «Письмо с фронта» (1947, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1948), портрет В. И. Качалова (уголь, 1940), автопортрет (1945), портрет космонавта В. М. Комарова (1967) — все в Третьяковской галерея, «В новую квартиру» (1952, Донецкий художественный музей), «Обеспеченная старость» (1958-1960). Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1971).

А. И. Лактионов учился в Ростовской художественной школе (1926-29), в Перербургской Академии Художеств (1932-38), где был любимым учеником И.И. Бродского, затем там же в аспирантуре (1938- 44). Картина «Письмо с фронта» (1947), по лучившая Сталинскую премию, сделала его имя широко известным. В пей определились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация. Живопись Лактионова постоянно вызывала споры. Упреки, брошенные художнику С. В. Герасимовым еще по поводу его дипломной работы, где «все вещи живут обособленно» и «тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света», не раз и не без оснований повторялись по адресу его зрелых произведений, в которых столь же резко выступало упрямое нежелание автора как-либо подчинять многочисленные подробности цельности общего впечатления и колористически объединять пестрящую окраску предметов. Однако и в пристрастии Лактионова к будничному, нередко грубому типажу, к подчеркнутой конкретности и иллюзорной светотеневой объемности изображения звучала определенная художественная программа, верность своему, пусть очень внешнему, пониманию правдивости искусства и собственному, очень жесткому и предметному, зрению.
Эти качества и возбуждали споры вокруг больших картин художника: «Вновь я посетил» (1949) — изображение Пушкина в Михайловском, «В новую квартиру» (1952), «Обеспеченная старость» (1954-60). Такие же качества присущи и его многочисленным портретам, которым, при уверенно схваченном сходстве, недостает внутренней насыщенности образа (портреты художника И. И. Бродского, 1939-40; актеров МХАТа О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова, Н. П. Хмелева, все 1940; академика И. П. Бардина, 1952; космонавта В. М. Комарова, 1967, и др.). В результате у «натурализма» Лактионова всегда хватало и просвещенных отрицателей, и простодушных поклонников. 

Меню