Ларионов Михаил Федорович(1881—1964)

Русский живописец и график. Учился в МУЖВЗе (1896-1901) у В.А. Серова Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок…. и И.И. Левитана Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель «пейзажа настроения». Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. …. Начинал как импрессионист, затем создал ряд произв. в духе примитивизма. Теоретик русского авангарда, в 1912—1914 разработал теорию «лучизма» (вариант абстрактного искусства), автор кн. «Лучизм» (1913). Позднее возвратился к предметной живописи. С 1901 муж художницы Н.Гончаровой, совместно с ней с 1915 оформлял спектакли балетной труппы Дягилева. С 1917 жил в Париже. Пейзажи, портреты и жанровые картины, примитивистские композиции — «Дождь» (1904), «Парикмахер» (1907), «Цыганка» (1908), «Танец» (1908), «Портрет В.Хлебникова» (1910), «Отдыхающий солдат» (1911), «Желто-коричневый лучизм» (1912), «Мишень» (1913), станковая и кн. графика и др. работы.

Ммхаил Федорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей его верной соратницей.

На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как «Розовый куст», «Сад», «Рыбы при закате» (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, «Мира искусства», на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.
В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство — русский лубок, ремесленную вывеску и т. и. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии «Франты» и «Парикмахеры». На выставке «Бубновый валет» 1910 г. он демонстрирует полотно «Хлеб», напоминающее вывеску булочной. На выставке «Ослиный хвост» 1912 г., организованной самим Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из «солдатской серии». В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г. Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.
В 1910-х гг. Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, н 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие — из коллекции Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков.
Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему «Восток, национальность и Запад», предшествовавший открытию выставки «Мишень». На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою «восточную» ориентацию.
На выставке «Мишень», где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Ларионов представил работы из незавершенного цикла «Венеры» и четыре холста «Времена года» (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. «Мишень» стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут «Мишени» включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: «Петух и курица», «Лучистая скумбрия и колбаса» и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках — «14. Футуристы, лучисты, примитив» (1914), «1915 год». В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру «Лучизм», манифест «Лучисты и будущники», в которых формулирует теорию нового течения: «Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. <...> Луч условно изображается на плоскости цветной линией». В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.
С 1912 г. Ларионов много занимался графикой: исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения; создал иллюстрации для сборников поэтов-футуристов А. Е. Крученых, В. В. Хлебникова, К. А. Большакова. Изданные крошечными тиражами, эти книги представляют теперь огромную ценность.
В 1914 г. Ларионов участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен. В 1915 г. по приглашению С. П. Дягилева вместе с Н. С. Гончаровой присоединился к труппе «Русского балета», путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. Оформил балеты «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Шут» С. С. Прокофьева (1921) и др. В 1920-х гг. он становится художественным советником Дягилева, который под его влиянием приглашает к сотрудничеству художников-модернистов.
С 1919 г. Ларионов и Гончарова поселились в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду — писал воспоминания, статьи о русском искусстве и пр.

Меню