Русский художник. Гравер.
Главное жизненное поприще замечательного русского гравера и рисовальщика середины XVIII в. М. И. Махаева определилось далеко не сразу. Одиннадцати лет он был отдан на обучение в Адмиралтейскую академию.
В 1731 г. направлен вместе с несколькими другими учениками в мастерскую Академии наук по инструментальному мастерству (изготовление теодолитов и прочих приборов, необходимых для снятия планов и составления географических карт).
Еще через три года юноша был переведен в мастерскую ландкартного и словорезного дела к мастеру-граверу Г. И. Унфецахту. Здесь Махаев задержался надолго. В начале 1740-х гг. он уже считался лучшим литерным специалистом и в случае отсутствия Унфецахта фактически исполнял его обязанности.
Очень велика роль Махаева в разработке различных типов русских шрифтов. Он собственноручно писал тексты на дипломах, вручаемых вновь избранным почетным членам Академии наук, в том числе М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому. Позже, в 1752 г., именно Махаеву поручили исполнить составленные Ломоносовым надписи на щитах серебряной гробницы Александра Невского.
В 1740-х гг. Махаев по собственному желанию начал посещать рисовальный класс Академии наук, которым руководил известный художник-декоратор Дж. Валериани. В 1745 г. Махаеву официально указано обучаться «першпектам», то есть правильному перспективному изображению архитектурных видов. И здесь руководителем его был прекрасно знавший перспективную науку Валериани.
Фактически Махаев стал первым в России мастером в этой области. И как оказалось — вовремя. Новую российскую столицу мало еще знали в Европе. Для исправления этого положения и в ознаменование близящегося 50-летия Петербурга было решено издать план столицы. Затем — дополнить его «представлениями» «знатнейших публичных строений города» и издать их отдельным альбомом. Снятие видов поручили Махаеву. В работе художник использовал камеру обскуру — оптический прибор, позволявший при помощи системы линз и зеркал получить на листе фотографически точное изображение наблюдаемого объекта.
С конца XVI и до середины XIX столетия камеру-обскуру применяли многие живописцы. За два года художник исполнил 20 видов. Из них Совещанием по делам художественным во главе с Я. Штелиным и Дж. Валериани для гравирования были отобраны 19. Работа над «першпектами» шла так. Первоначальный рисунок Махаев исправлял в соответствии с замечаниями Валериани, уточнял детали (в случае необходимости) по архитектурным проектам изображаемых зданий, дополнял (с помощью учеников) стаффажем — фигурками людей, экипажами и т. п. Затем проходил рисунок пером и завершал отмывкой тушью. Махаев достиг большой тонкости в изображении деталей архитектуры и вместе с тем не утратил чувства целого. Ему удавалось передать и световоздушную среду.
Композиционный поиск художника не ограничивался выбором «кадра» и размещением стаффажа. Так, в «Проспекте Государственных Коллегий с частью Гостиного двора в восточную сторону» Гостиный двор сильно развернут на юго-восток, а в «Проспекте вверх по Неве от Адмиралтейства и Академии наук к востоку» Петропавловская крепость очень приближена к Стрелке Васильевского острова. Рисунки Махаева можно считать уже не просто архитектурными видами, но архитектурными пейзажами, первыми в России. При переводе в гравюру они много теряли, становились грубее и проще. Сам Махаев ограничивался здесь нанесением на доску первоначальных линий и вырезанием пояснительных надписей.
Альбом «першпектов» был издан в 1753 г. и рассылался по европейским столицам. И в дальнейшем Махаев трудится активно: делает 7 рисунков Каменного острова в Санкт-Петербурга (1753-57); с 1754 г. занимается снятием «першпектов» окрестностей столицы (среди них «Вид Большого дворца в Петергофе», «Вид дворца в Ораниенбауме», оба 1755, и др.). Всего в 1748-56 гг. он выполнил более 30 «першпектов», но многие из этих работ не сохранились.
По заказу графа П. Б. Шереметева Махаев исполняет альбом видов его знаменитой усадьбы Кусково. Продолжает создавать виды Петербурга и его ближайших пригородов («Вид от Крюкова канала вверх по реке Мойке с изображением дворца П. И. Шувалова», 1757-59; «Вид Санкт-Петербурга вниз по Неве-реке», 1759-60; «Стрелина мыза на Финляндском заливе», 1761-63, и др.).
Правда, одна из последних крупных работ художника связана с Москвой — «Вид Кремля из Замоскворечья между Каменным и Живым мостом к полудню» (1766). Махаев имел учеников, об устройстве будущего которых он всячески заботился, особенно когда основные художественные работы были переданы из ведения Академии наук в ведение АХ. Махаев носил почетное звание «Академии наук ландкартный гравер и в перспективе мастер». Однако ни талант, ни трудолюбие не принесли ему материального достатка. В этом отношении судьба художника оказалась типичной для России.