Биографии

Максимов Василий Максимович(1844—1911)


Российский художник, передвижник, живописец-жанрист. Сын крестьянина. Был учеником у иконописцев, позже поступил в петербургскую Академию художеств. С 1878 г. -- академик.

Родился В. М. Максимов в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, был отдан в учение в иконописную мастерскую, где получил первые уроки живописи. В 1863 г. Максимов поступил в Петербургскую Академию Художеств вольнослушателем, а в 1864 г. стал членом Художественной артели, возглавляемой П. А. Крестоносцевым. Артель была организована "для совместной работы и жизни", подобно артели И. Н. Крамского, но просуществовала немногим более года. Написанная Максимовым в то время картина "Больное дитя" (1864) была удостоена золотой медали АХ "за экспрессию". Пройдя весь академический курс за три года, художник отказался от конкурса на большую золотую медаль, как некогда отказалась группа "четырнадцати" во главе с И. Н. Крамским. "Мои убеждения меня заставляют не идти на конкурс, - говорил он, - я против заграничной поездки, потому что хочу изучать сначала Россию и бедную русскую деревню, которую у нас никто не знает, не знает деревенской нужды и горя". Получив в 1866 г. звание классного художника 3-й степени, Максимов покинул стены АХ и отправился в деревню Шубине Тверской губернии, в имение Голенищевых-Кутузовых, на должность домашнего учителя рисования. Летом того же года совершил поездку по Волге, которая оставила массу ярких впечатлений о жизни народа. Позднее он говорил П. М. Третьякову, что "не писал городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих малознакомых людей и перешел навсегда к деревенской жизни". Его произведение "Бабушкины сказки" (1867), показанное на выставке ОПХ, было премировано и тогда же куплено Третьяковым для картинной галереи. Однако наиболее полно талант Максимова раскрылся в картине "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Это эпическое полотно из народной жизни, с обилием персонажей, создающих "хоровое начало", отмечено глубоким знанием деревенского быта. Поэтические образы жениха и невесты, ястребиный профиль колдуна, выразительные типы стариков написаны с конкретных людей и отличаются большой жизненной правдой. Сами крестьяне, позировавшие Максимову, говорили ему: "Ты наш, если и напишешь, то не для смеху". В картине "Больной муж" (1881) художник продолжил близкую для него тему, изобразив больного деревенского мужика на лежанке, в избе, где у икон склонилась скорбная женская фигурка. В эти годы Максимов создал целую серию картин, посвященных жизни бедняков, тяжелой крестьянской доле: "Бедный ужин" (1879), "Аукцион за недоимки" (1880), "Заем хлеба" (1882), "Слепой хозяин" (1884), "У своей полосы" (1891), "Лихая свекровь" (1893). О подобных работах художника И. Н. Крамской сказал: "Да, да, сам народ написал свою картину. <...> Вот, жанристы, у кого учитесь". Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876), изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость - с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. "Кремень передвижничества", "самый несокрушимый камень его основания" - так называл Максимова И. Е. Репин. Участник I передвижной выставки, единогласно принятый в ноябре 1872 г. в ряды ТПХВ, художник все свое творчество посвятил изображению народа. Среди значительных произведений Максимова стоит несколько особняком от центральной темы его творчества картина "Всё в прошлом" (1889). Проникнутая ностальгией по ушедшим временам, она продолжает мотив тургеневских вымирающих "дворянских гнезд". Художник изображает сцену в старом поместье, с заколоченным барским домом, пережившим некогда лучшие времена, а теперь лишь напоминающим о них бывшей владелице, переехавшей в крестьянский домик и отдыхающей в кресле под его окнами. Немощная, но величественная фигура старой дамы, погрузившейся в воспоминания, становится еще более красноречивой от противопоставления ее трогательному облику компаньонки - старой крестьянки, уныло коротающей дни возле барыни. Картина имела большой успех и много раз была повторена художником. Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков; по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину "Прощеное воскресенье", но не закончил ее. Бедность, истощение, болезни свели художника в могилу. Однако в истории русского искусства Максимов занял достойное место как бытописатель и знаток народной жизни.

Название : Все в прошлом

Год создания : 1890-е

Материал : Холст, масло

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Залом ржи

Год создания : 1903

Материал : Холст, масло

Собрание : Николаевский художественный музей имени В.В. Верещагина

Название : Будущий художник

Год создания : 1899

Материал : Холст, масло

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Пережил старуху

Год создания : 1896

Материал : Холст, масло

Собрание : Львовская государственная картинная галерея

Название : Русская крестьянка

Год создания : 1896

Материал : Холст, масло

Собрание : Национальная галерея республики Коми

Название : Добредет ли?

Год создания : 1896

Материал : Холст, масло

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Название : Лесной сторож

Год создания : 1893

Материал : Холст, масло

Собрание : Одесский художественный музей

Название : У своей полосы

Год создания : 1891

Материал : Холст, масло

Собрание : Одесский художественный музей

Название : После обедни

Год создания : 1891

Материал : Холст, масло

Собрание : Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Название : С дипломом

Год создания : 1890

Материал : Холст, масло

Собрание : Полтавский областной художественный музей

Название : Все в прошлом

Год создания : 1889

Материал : Холст, масло

Размер : 72 x 93.5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Мужской портрет

Год создания : 1888

Материал : Холст, масло

Собрание : Вологодская областная картинная галерея

Название : Вид города Рыбинска

Год создания : 1886

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Слепой хозяин

Год создания : 1884

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Больной муж

Год создания : 1881

Материал : Холст, масло

Размер : 70.8 x 88.6

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Старик

Год создания : 1881

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Аукцион за недоимки

Год создания : 1880—1881

Материал : Холст, масло

Собрание : Бердянский художественный музей имени И.И. Бродского

Название : Портрет задумавшейся девушки

Год создания : 1880

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный художественный музей Алтайского края

Название : Кто там?

Год создания : 1879

Материал : Холст, масло

Собрание : Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина

Название : Примерка ризы

Год создания : 1878

Материал : Холст, масло

Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Название : Сад при доме Третьяковых

Год создания : 1877

Материал : Холст, масло

Размер : 33.7 x 28.5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Семейный раздел

Год создания : 1876

Материал : Холст, масло

Размер : 106 x 43

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Год создания : 1875

Материал : Холст, масло

Размер : 116 x 188

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Приход колдуна на крестьянскую свадьбу (эскиз)

Год создания : 1874

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Девушка у амбара

Год создания : 1874

Материал : Холст, масло

Собрание : Пермская государственная художественная галерея

Название : Мальчик-механик

Год создания : 1871

Материал : Холст, масло

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Материнство

Год создания : 1871

Материал : Холст, масло

Собрание : Таганрогская картинная галерея

Название : Внутренний вид избы

Год создания : 1869

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Мечты о будущем

Год создания : 1868

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Бабушкины сказки

Год создания : 1867

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Шитье приданого

Год создания : 1866

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Девочка

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Крестьянская девочка

Год создания : 1865

Материал : Холст, масло

Название : По примеру старших

Год создания : 1864

Материал : Холст, масло

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Название : Автопортрет и портреты товарищей

Год создания : 1864

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Все в прошлом

Материал : Холст, масло

Название : Мужской портрет

Материал : Холст, масло

Собрание : Челябинская областная картинная галерея

Название : Старик-крестьянин

Материал : Холст, масло

Собрание : Полтавский областной художественный музей

Название : Портрет старика

Материал : Холст, масло

Размер : 36 x 27

Собрание : Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан

Название : В комнатах

Материал : Холст, масло

Собрание : Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского

Название : У ограды скита

Материал : Холст, масло

Собрание : Луганский областной художественный музей

Название : Голова крестьянина (этюд)

Материал : Холст, масло

Собрание : Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Название : Единственный учитель

Материал : Холст, масло

Собрание : Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко

Название : Бедный ужин

Год создания : 1879

Материал : Холст, масло

Размер : 81 х 117

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: