Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич(1856—1917)

Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств.

Родился 23 февраля 1856 года около Любани, где находилось небольшое имение его отца, которое вскоре было продано с молотка. Семья перебралась в Петербург. В столице Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1870–1875) у Л.А. Серякова и в Академии художеств (1875–1880). В студенческие годы начал сотрудничать в издаваемом М.О. Микешиным журнале «Пчела» (переводя фотографии в репродукционные гравюры). В качестве «пенсионера» Академии жил в 1880–1883 в Париже, где изучал ксилографию у С.Паннемакера и офорт у К.-Ф. Гайяра; совершенствовал свои знания в Германии, Нидерландах и Англии. Жил в Петербурге.Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. действенно способствовал и укреплению авторского творческого начала в русской гравюре, его советами по технике офорта широко пользовались И.И.Левитан, И.Е.Репин, В.А. Серов Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок…., И.А. Фомин и другие мастера. Историческое значение имела и его многолетняя педагогическая деятельность: он преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1884–1909), в Академии художеств (с 1894) и Рисовальной школе Общества поощрения художеств (с 1911). 

Творчество В.В. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры. Любимый и самый талантливый ученик Л.А. Серякова, которому тот завещал свои инструменты, Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. работал в гравюре на дереве и в офорте. Художественное образование он получил сначала в Рисовальной школе при ОПХ (1870-75), а затем в гравировальном классе Петербургской АХ (1875-80), руководимом Ф.И. Иорданом. В качестве пенсионера АХ с 1880 по 1884 г. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. совершенствовал свое мастерство в Париже у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера.

За свою жизнь Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. выполнил огромное количество репродукционных листов. Только в офорте их 278, причем 225 из них — портреты. Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии, виртуозно имитируя живописные и графические оригиналы. «Особенным успехом пользовались его факсимиле карандашных рисунков, технику которых он передавал изумительно, имитируя до иллюзии не только штрих, но и притирки пальцем и растушевкой, характер свинцового карандаша, итальянского или сангины», — писал о художнике И.Э. Грабарь Грабарь Игорь Эммануилович [1871—1960] Известный советский живописец. Учился в Петербургской Академии художеств (1894 — 1896) у , посещал мастерскую П.П. Чистякова, в школе А. Ашбе в Мюнхене (1896-1898), где затем преподавал (1898-1901). С 1913 — академик. Действительный…. Сам же Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала. «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки». И еще: «Гравер переносит в гравюрную копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой прелести, какую оценит и сам автор картины».

Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е гг. Лучшие ксилографии Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. датированы второй половиной 1880-х — началом 1890-х гг. Это такие шедевры, как воспроизведение «Боярыни Морозовой» (ок. 1887) В.И. Сурикова по фотографии, присланной Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. самим живописцем, а также несколько листов с эскизов картины И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… «Запорожцы». Особенно хороша голова «Смеющегося запорожца» (1892), не вошедшая в окончательный вариант репинской картины. С 1899 г. Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. переходит с ксилографии на технику офорта, которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала. Лучшими его работами в этой области справедливо считаются портреты. Причем по глубине трактовки образов и виртуозному исполнению выделяются изображения М. П. Беляева и П. М. Третьякова (1894, с известного портрета И. Е. Репина). Важное значение имела для развития гравюры в России и преподавательская деятельность Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. в ЦУТР (1884-1909), в качестве профессора гравюры в АХ (1894- 1917), наконец, в Рисовальной школе при ОПХ (с 1911), где начинал он сам. Учениками Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. были такие впоследствии знаменитые граверы, как А.П. Остроумова-Лебедева Остроумова-Лебедева Анна Петровна [1871—1955] Русская и советская художница. График, живописец, одна из лучших мастеров русской национальной школы граверов. Участница обьединений «Мир искусства» и «4 искусства». Народный художник РСФСР с 1946 г., действительный член АХ СССР…, И.Н. Павлов, П А. Шиллинговский и др. Кроме того, разным граверным техникам Матэ Матэ Василий (Иоганн-Вильгельм) Васильевич [1856—1917] Гениальный русский гравер. Педагог. Академик гравирования, действительный член Императорской Академии художеств. Руководил граверным отделением Академии художеств…. обучал И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, В.А. Серова Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок…., И.И. Левитана Левитан Исаак Ильич [1860—1900] Великий русский живописец, мастер пейзажа. Создатель «пейзажа настроения». Участник передвижных выставок. Учился в Московское училище живописи и ваяния у . В конце жизни преподавал в том же Московское училище живописи и ваяния. …, Б.М. Кустодиева Кустодиев Борис Михайлович [1878—1927] Русский живописец, график и театральный художник. Работал в плакате и в книжной графике. Автор серий картин о провинциальном и крестьянском быте, создавал композиционные портреты, вписывая своих героев в окружающий пейзаж или интерьер. Учился в Высшем…, К.А Сомова Сомов Константин Андреевич [1869—1939] Русский художник, представитель русского символизма и модерна. В 1888–1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е. Репина. В 1897–1899 посещал в Париже школу-студию Ф. Коларосси; в этот…, Е.Е. Лансере Лансере Евгений Евгеньевич [1875—1946]  Русский художник. Академик живописи (1912). Действительный член (1916) ИАХ. Народный художник РСФСР (1945). Сын скульптора Е.А. Лансере и Е.Н. Лансере (Бенуа), племянник архитектора Л.Н. Бенуа, художников Альберта Николаевича и Александра Николаевича…, Л.С. Бакст Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич) [1866—1924] Русский художник театра, живописец, график. Один из основателей общества «Мир искусства». С 1911 был художественным директором «Русских сезонов» Дягилева. Считается одним из основателей стиля «ар деко». Выработанные…, К.Ф. Юона Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник….

Работы художника хранятся во многих музеях России и частных коллекциях.

Меню