Матюшин Михаил Васильевич(1861—1934)

 

В жизни и творчестве композитора, живописца, педагога и мыслителя М. В. Матюшина музыка и живопись постоянно соседствовали, взаимодействовали, взаимно обогащая друг друга, и породили своеобразную цвето-музыкальную теорию.

 

Он учился в Московской консерватории в 1876-81 гг., а с 1881 по 1913 г. был «первой скрипкой» императорского оркестра в Петербурге. В те же годы (1894-98) он занимался в Рисовальной школе при ОПХ, в 1903-05 гг. — в студии художника Я. Ф. Ционглинского и в 1906-08 гг. — в частной студии Е. Н. Званцевой.

 

В студии Ционглинского он познакомился с Е. Г. Гуро, своей будущей женой, единомышленницей, тоже многосторонне одаренным человеком. Вместе они основали издательство «Журавль», выпустившее до 1917 г. двадцать книг. Сблизившись с поэтами и художниками-футуристами Д. Д. и В. Д. Бурлюками, В. В. Каменским, В. В. Хлебниковым, Матюшин одновременно общается с писателями старшего поколения — В. И. Ивановым, А. М. Ремизовым, Ф. К Сологубом.

 

По инициативе Матюшина и Е.Гуро Гуро (Нотенберг) Елена (Элеонора) Генриховна [1877—1913] Русская художница, живописец, яркий представитель русского авангарда. Участница художественных объединений «Союз молодежи» и «Гилей»…. в ноябре 1909 г. создано петербургское общество художников «Союз молодежи» (1910-14). На шести выставках общества было представлено, по существу, все многообразие течений современного авангарда. Сами же они в художественной жизни того времени являлись полюсом интуитивного, органического, синтетического, в противовес полюсу конструктивного, механического, аналитического московского авангарда.

 

В 1911 г. Матюшин прочитал книги математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод восприятия и познания мира, Вселенной, человека. Это произвело переворот в его творческом сознании, все созданное Матюшиным впоследствии отражает и разрабатывает идеи, содержащиеся в трудах Успенского. «Союз молодежи» совместно с поэтическим объединением «Гилея», куда входили В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц, провозгласил учреждение нового футуристического театра «Будетлянин» и в декабре 1913 г. представил оперу Крученых «Победа над солнцем», музыку к которой написал Матюшин, а оформление выполнили Малевич и Крученых.

 

С 1914 г. Матюшин выступал как писатель, художественный критик и публицист. Он издал книгу А. Глеза и Ж. Метсенже «О кубизме», которая вызвала большой резонанс. В «Первом русском журнале русских футуристов» опубликовал статью «Футуризм в Петербурге». Создал музыкальные композиции «Дон-Кихот», «Осенний сон».

 

В 1916 г. написал ряд «медитационных» пейзажей, в которых звучала тема встречи неба и земли: небо опускается на землю, а земля возносится в небо. Матюшин-исследователь вошел в историю русского искусства как создатель оригинальной теории «расширенного смотрения», в основе которой лежит изучение пространства и принципов взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и времени. Разные аспекты этих проблем нашли отражение в статьях, докладах, лекциях Матюшина 1920-х гг.: «Опыт художника новой меры» (1912-26), «Наука в искусстве» (1926), «Опыт нового ощущения пространства» (1928), «Что такое органическая культура в искусстве» (1927-28).

 

Интенсивная научно-исследовательская деятельность Матюшина в 1920-х гг. неразрывно связана с педагогической практикой, сначала в мастерской пространственного реализма в петроградских ГСХМ, затем в отделе органической культуры в Гинхуке. Среди его учеников — Н. Гринберг, Е. М. Магарилл, Е. Хмелевская, О. Ваулина, В. И. Курдов и др. Они составили ядро «школы» Матюшина. Вместе с ними Матюшин, постоянно экспериментируя, добивался создания нового образа натуры на плоскости картины приучая глаз воспринимать каждую видимую деталь как часть огромного целого, взглядом «как руками, охватывать, как бы забегая глазами за предмет».

 

Творчество, по определению Матюшина, есть не что иное, как «собранность интеллектуальных и физических способностей человека в одном усилии воли и толчка, порождающем наибольшую ценность из всего, что существо способно произвести». Такое понимание творческого процесса подвело Матюшина изучению законов физиологии человека. Опыты и наблюдения его «школы» велись в направлении взаимодействия «осязания, слуxa, зрения и мысли».

Второй составляющей теории «расширенного смотрения» стало учение о трех взаимодействующих цветах, создающих ощущение гармонии в восприятии человека. Речь идет о том, что каждый основной цвет в нейтральном пространстве вокруг воссоздает в нашем восприятии второй цвет, контрастный основному, и вместе они создают третий, дополнительный.

 

В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания «Букваря по цвету» — пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах. В 1923 г. «школа» Матюшина представила свои работы на «Выставке петроградских художников всех направлений» под девизом «Зорвед» (зрение и ведание). В 1930 г. в Ленинграде прошла еще одна выставка работ Матюшина и его «школы». Эти выставки демонстрировали выдающиеся достижения, позволяющие развивать в людях более тонкое и целостное видение мира.

 

Среди дружеских привязанностей Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…. одно из главных мест принадлежало музыканту, живописцу, композитору, издателю, теоретику искусства, скульптору, педагогу

М.В. Матюшину Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] … (1861 — 1934). Их знакомство состоялось в 1912 году, а год 1913 принес теснейшее сотрудничество и упрочение дружбы, продолжавшейся до конца жизни обоих (М. Матюшин Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] … скончался от того же страшного недуга — рака, — что и Малевич Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…., на полгода раньше своего коллеги). Первой профессией Матюшина Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] … в искусстве была музыка — вплоть до 1913 года он служил скрипачом в петербургском Придворном оркестре; его теоретические изыскания в сфере композиторства вылились в оригинальную теорию четвертитоновой музыки. Живописью Матюшин Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] … занялся в зрелом возрасте, в 1898-1906 годах он учился в частной студии Яна Ционглинского. Здесь он встретился со своей будущей

женой, художницей и поэтессой Е.Гуро Гуро (Нотенберг) Елена (Элеонора) Генриховна [1877—1913] Русская художница, живописец, яркий представитель русского авангарда. Участница художественных объединений «Союз молодежи» и «Гилей»…. (1877 — 1913). Дом супружеской четы на Песочной улице, наполненный поэзией, музыкой, живописью, надолго стал центром притяжения художников и поэтов русского авангарда. Именно по инициативе Матюшина Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] … и Гуро Гуро (Нотенберг) Елена (Элеонора) Генриховна [1877—1913] Русская художница, живописец, яркий представитель русского авангарда. Участница художественных объединений «Союз молодежи» и «Гилей»…. было создано новаторское объединение художественных сил «Союз молодежи» (в 1910 году супруги покинули свое детище, но в 1912 снова вступили в Союз).

Mir

Матюшин Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] … играл видную роль во многих начинаниях левых художников и поэтов — в частности, учредив книгоиздательство «Журавль», он выпустил множество книг, без которых ныне немыслима история отечественного искусства XX века. В этих книгах рельефно проступила одна из наиболее характерных черт русского кубофутуризма: будучи самым радикальным художественным направлением предвоенных лет, он распространялся и на живопись, и на поэзию. Сращение пластики и слова привело к возникновению поразительных феноменов, взаимно обогативших художников и поэтов. Звездным часом русского кубофутуризма стал Первый съезд баячей будущего (поэтов-футуристов), впервые введший в публичный обиход самоназвание

крайне левых деятелей искусства. «Футурист» и его синоним «кубофутурист» надолго стали притчей во языцех для газет и критиков.

Первый съезд происходил 18 и 19 июля 1913 года в финской деревушке Усиккирко, где находилась дача Матюшина Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] …. Он и был председателем съезда, а участниками его стали Малевич Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…. и Алексей Крученых; ожидался приезд Велимира Хлебникова, но рассеянный поэт обронил в реку кошелек с деньгами, присланными

Матюшиным Матюшин Михаил Васильевич [1861—1934] …, и не смог выбраться из родной Астрахани. За два дня было обсуждено и намечено множество планов; манифест, опубликованный через несколько дней в петербургском журнале За 7 дней, обнародовал грандиозные инициативы и начинания делегатов.

Как известно, на начальном этапе своей жизнедеятельности футуристы яростно расчищали дороху новому, низвергая и громя все прежние «устаревшие» ценности культуры.

Их эпатажный нигилизм наиболее яркое воплощение нашел в скандальном сборнике «Пощечина общественному вкусу». В Усиккирко же было объявлено: «Пора пощечин прошла». Дерзкая резолюция съезда декларировала отход от разрушительного пафоса русского футуризма в пользу созидательных усилий: целью современности виделось отныне «личное творческое прозрение подлинного мира новых людей». В соответствии с этим намечались действия в предстоящем году: выпуск «все новых и новых произведений в словах, в книгах, на холсте и бумаге» и учреждение нового театра Будетлянин с устройством ряда представлений.

Самое удивительное, что эти широковещательные планы, провозглашенные на финской даче, почти все были реализованы в заявленные краткие сроки.

Почти тут же на свет появился сборник Трое — одно из первых изданий с иллюстрациями Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве….. В нем были помещены произведения Хлебникова, Крученых, Е.Гуро Гуро (Нотенберг) Елена (Элеонора) Генриховна [1877—1913] Русская художница, живописец, яркий представитель русского авангарда. Участница художественных объединений «Союз молодежи» и «Гилей»….. Памяти этой поэтессы, скончавшейся весной 1913 года от лейкемии и похороненной на лесистом холме близ Усиккирко, и была посвящена книга.

Начиная с лета 1913 и затем в течении 1914 года были изданы и другие футуристические книжки: их украшали литографии Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…., Н.Гончаровой Гончарова Наталья Сергеевна [1881—1962] Русская художница-авангардистка. Живописец, график, театральный художник. Её имя в истории русского искусства неотделимо от имени М. Ларионива. Вместе с М. Ларионовым Гончарова активно участвовала в выставках русских футуристов — «Бубновый…, О.Розановой Розанова Ольга Владимировна [1886—1918] Русская художница, представительница русского авангарда, Стиль: супрематизм, неопримитивизм и кубофутуризм….. Автором текстов этих «самописных» изданий был преимущественно Крученых.

Меню