Микешин Михаил Осипович(1835—1896)

Русский живописец, рисовальщик, скульптор. Автор книжных иллюстраций.

Родился в деревне Платоново близ Рославля (Смоленская губерния) в семье чиновника. В Академии Художеств изучал батальную живопись под руководством Б. П. Виллевальде Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович [1818—1903] Русский художник. Профессор батальной живописи. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали… и получил медали: в 1852 г. — 2 серебряную за картину «Конные солдаты»; в 1854 г. — 1 серебряную; в 1855 г. — 2 золотую за программу «Сражениепри Баш-Кадык-Ларе»; в 1858 г. большую золотую медаль за картину: «Въезд Тилли в Магдебург»; тогда же дано звание классного художника. В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение проектов памятника тысячелетия России в Новгороде; представленный Микешиным проект был признан лучшим и принят к исполнению. Ему пришлось изучить скульптурную технику (под руководством И. Шредера), чтобы руководить работами специалистов, приглашенных для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник тысячелетия России создал Микешину репутацию выдающегося русского ваятеля. Со временем его открытия Микешин, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во многих конкурсах по монументальной скульптуре. Им сочинены проекты памятников: императрице Екатерине II (поставлен в 1873 г. на площади Александринского театра, модели — в музее Александра III и в Камероновской галерее Большого Царскосельского дворца); португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию; адмиралу Грейгу , «победам черноморского флота» и матросу Шевченке — в Николаеве; адмиралам Корнилову , Нахимову и Истомину — в Севастополе; Богдану Хмельницкому — в Киеве; императору Александру II — в Ростове-на-Дону; Ермаку — в Новочеркасске; императрице Екатерине II — в Екатеринодаре; Минину — в Нижнем Новгороде и многие другие. Он изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского, в Суздале и исполнял фигуры для носовых частей различных судов. В 1869 г. получил звание академика. Пользовался известностью и как иллюстратор литературных произведений, и, в молодости, как остроумный карикатурист. Особенно выдаются его иллюстрации к «Вию» Гоголя и к «Кобзарю» Шевченко . В журнале «Пчела» и других изданиях появилось несколько его статей и воспоминаний. Скульптурные композиции Микешина свидетельствуют о живости и находчивости фантазии, о понимании условий живописности и вообще о значительности его дарования, но грешат погоней за эффектностью, недостаток гармонии между частями, торопливостью работы и слабой, полу дилетантской техникой.

Меню