Мясоедов Григорий Григорьевич(1835—1911)

Русский живописец, мастер бытовой картины. Часто сюжеты картин  посвящены деревенской теме. Одна из самых известных работ художника — «Земство обедает» (1872, ГТГ). Учился в Императорской Академии художеств (1853-1863) у А.Т. Маркова и Т.А. Неффа. В 1862-1868 — пенсионер Императорской Академии художеств за границей. С 1870 — академик, с 1893 — действительный член Императорской Академии художеств. Один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии в 1834 году. Учился в Орловской гимназии, но бросил её, серьёзно увлёкшись рисованием. Отец всячески поощрял его интерес к искусству.
В 1853 году Григорий поступил в Академию Художеств в Петербурге. В этот период у художника возникает конфликт с отцом, который полностью лишил сына материальной помощи, и лишь написанный  с натуры портрет отца помирил их.
В годы обучения в Академии художник сильно нуждается, часто, по его свидетельству, он вынужден был «разрисовывать пряники и золотить рога гипсовым баранам», чтобы немного заработать.
Художник сразу берёт бытовой жанр как основное направление своего творчества. Ранние картины Мясоедова посвящены деревне: «Урок пряжи» (1859), «Деревенский знахарь» (1860) и «Поздравление молодых в доме помещика» (1861), за которую живописец получил Малую золотую медаль.
В 1862 году Мясоедов окончил Академию Художеств по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» и был удостоен шестилетней командировки за границу.
В 1863 году он ездил по городам Европы, в Риме занимался в частной Академии.
В 1867 году он живет во Флоренции, где сближается с семьей опального А.И.Герцена, и с семьей художника Николая Ге. Тогда же он пишет картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто».
В 1869 году Мясоедов вернулся в Россию. В Москве создаёт картину «Заклинание», за которую удостаивается звания академика.
Ещё за границей ему пришла идея организовать Товарищество художников. «Мы считаем совершенно необходимой полную независимость Товарищества от других поощряющих организаций», — писал он своему товарищу К. Лемоху.
В 1863 году, когда Мясоедов находился за границей, в Академии произошёл знаменитый «бунт четырнадцати». Группа соискателей на большую золотую медаль потребовала, чтобы Совет предоставил им возможность самим выбирать тему для работы, и когда Совет не удовлетворил их требование, демонстративно вышла из состава Академии, отказавшись таким образом от денежной премии и пенсионной поездки за границу. Во главе бунтарей стоял Крамской, возглавивший и созданную тут же «Первую художественную артель». В 1869 году Мясоедов предложил создать Товарищество. Предложение Мясоедова предполагало наладить широкий показ живописи. В то время картины мало выставлялись и видели их в основном только в узком академическом кругу. Поэтому придуманные членами Товарищества передвижные выставки имели большое социальное значение.
27 ноября 1871 года в Петербурге открылась первая передвижная выставка, показанная потом в Москве, Киеве и Харькове.Это было огромное событие в культурной жизни страны. С особенным энтузиазмом встречают художников в провинции.
На первую выставку Мясоедов даёт историческую картину, иллюстрирующую эпоху Петра «Дедушка русского флота».
В марте 1872 года открылась вторая передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова – «Земство обедает» (1872, ГТГ). Эта картина принесла  художнику известность. Сам Мясоедов в письме Третьякову говорит, что хотел приблизиться «к реальному и повседневному». Третьяков, приобредший эту картину, попросил художника убрать кур на переднем плане, но Мясоедов был решительно против. «Думаю, что куры не мешают», — писал он.
Через год после «Земства» появляется картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». Она встречает восторженные отзывы в печати.
Ещё одно произведение, посвящённое деревенской жизни — «Засуха», или «Молебен на пашне о даровании дождя» (1877, Национальный музей, Варшава). Это большое полотно, насыщенное большим количеством персонажей.
К этому же циклу относится картина «Дорога во ржи» (1881).
Мясоедов изучает народные обычаи и легенды. Картина «Опахивание» посвящена древнему языческому обряду, защищающему скот от болезни. Крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.
Наиболее известная историческая картина того периода — «Самосожигатели» (1882-1884). Сюжет её связан с расколом, произошедшем в XVII веке в русской церкви.
В 1880-е годы  Мясоедов создаёт новую серию произведений, куда входят такие работы как «Зреющие нивы» (1888), «Страда» (1887), «Сеятель» (1888).
«Страда» была представлена на XV передвижной выставке. Часть критиков посчитала картину лучшей во всём наследии художника.
Мясоедов в 1890-е годы переживал кризис. Он одинок, с семьёй по каким-то причинам он давно разошёлся. Товарищество, дело его жизни, пришло к упадку, художник осознаёт, что его время безвозвратно ушло. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
В 1911 году умер в своём имении Павленки под Полтавой, завещав похоронить себя без христианских обрядов.

Меню