Русский художник XIX—начала XX века. Скульптор-самоучка, реставратор, рисовальщик и живописец.
Скульптор-самоучка, реставратор, рисовальщик и живописец. Из семьи прибалтийских немцев. Работал в Санкт-Петербурге. Занимался реставрацией фарфора, мелкой пластики и бронзовой скульптуры для антикваров и коллекционеров. Выполнял редукции (уменьшенные копии) и вариации произведений русских скульпторов для столичных бронзолитейных фирм. В 1878 году в литейной мастерской Смирнова по уменьшенной Напсом модели был отлит бюст Суворова работы В. И. Демута-Малиновского.
На раннем этапе творчества Е. Напс не раз пользовался сюжетами Е. А. Лансере и в целом находился под его сильным влиянием, что отражено в таких его скульптурных группах, как «Генерал М. Д. Скобелев на коне» (бронза), «Тройка зимой» (бронза), «Казак верхом» (бронза). Известные работы Напса — скульптурная группа «Телега с тремя лошадьми и пятью седоками переезжает через мостик» (бронза), статуэтка «Пластун Сайкин в дозоре» (бронза), два парных подсвечника «Фонарщики» (бронза) и чернильница «Дровосек за обедом» (бронза) — широко тиражировались Каслинским и Кусинским заводами в начале XX века. Все известные работы Напса свидетельствуют о его профессиональном владении бронзолитейным искусством.
Существует версия, что под псевдонимом «Напс» работал Евгений Лансере. Работы Напса отливались на бронзовой фабрике Верфеля — конкурента мастерской Ф. Шопена, заключившего с Лансере кабальный договор на длительную перспективу (как оказалось потом — почти на всю жизнь скульптора), работать под своим именем с другими бронзолитейными мастерскими Лансере не мог. Основание для такого предположения — единство стиля, приемов лепки, скудность сведений о реставраторе Евгении Иоганне Напсе, вечное безденежье многосемейного Лансере и известная склонность к мистификаторству его художественного окружения.