Советская и российская художница. Живописец, представительница карнавализма. С 1969 года — Член Союза художников СССР. С 1992 года — профессор живописи кафедры сценографии Российской Академии Театрального искусства. Заслуженный художник России, лауреат премий за лучшую работу года в 1982, 1986, 1989 гг., лауреат Государственной премии в области литературы и искусства за 1998 г. (за циклы живописных произведений «На берегу моря», «Евангельские сюжеты», «Картины из карт»; «Застолье» (Пиры). С 1998 года — член-корреспондент Академии Художеств России.
Родилась в Москве в 1944 году в семье архитекторов. В 1962—1968 годах она училась в Московском Государственном художественном институте имени В. И. Сурикова у известного живописца, профессора Дмитрия Жилинского. В 1969 году Нестерова была принята в Союз художников. Художница много и часто выставлялась на официальных выставках. К нонконформистам никогда не принадлежала, по своей творческой ориентации ее скоре всего можно отнести к так называемому «левому МОСХу». Была популярна среди российской интеллигенции в период застоя.
Наталья Нестерова осталась одним из наиболее признанных мастеров-семидесятников. Отечество не обделило ее своими наградами и званиями: Государственная премия, премия «Триумф», звание заслуженного художника РФ, звание академика и Почетная золотая медаль Академии художеств. С 1991 года она профессор живописи Российской академии художеств.
С 1988 года художница по большей части живет в США. Она участвовала в более чем шестидесяти индивидуальных и групповых выставках на родине и за рубежом. Ее картины хранятся в крупнейших отечественных коллекциях: в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, а также в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке, музее Людвига в Кельне, в музеях Монреаля, Пекина и других.
Подобно многим мастерам поколения 1970-х, Нестерова обратилась в своем творчестве к примитиву с его характерными художественными средствами — локальным цветом, графичностью, упрощенной композицией. Вместе с тем художница творит сложную красочную поверхности, где фактурные, словно вылепленные цветом участки соседствуют с гладкими мазками. На этом экспрессивной живописном языке она рассказывает незатейливые на первый взгляд истории.
Ее картины можно обозначить как жанровые, наполненные сатирическим пафосом. Излюбленные сюжеты — праздничные и праздные гуляния, докучливый отдых на берегу моря, бесцельные прогулки по городу, бесконечная игра в карты, многочасовое сидение в кафе. Лица на ее полотнах зачастую похожи на маски, фигуры застыли в искусственных позах манекенов, вещи — в нелепых положениях. Узнаваемые и топографически достоверные городские пейзажи превращаются в фальшивое пространство, где разыгрываются с ложной многозначностью мизансцены из театра абсурда.
Антигерои нестеровских полотен томятся скукой, одиночеством и бессмысленностью своего существования, они пусты и суеты. Это обыватели последнего советского периода. (Пелевин Ю. А.).
Награды и звания:
— 1990г. Награждена Почетной серебряной медалью РАХ;
— 1992г. Лауреат Государственной премии Российской Федерации;
— 1994г. Звание Заслуженного художника Российской Федерации;
— 1997г. Избрана членом-корреспондентом РАХ;
— 1999г. Награждена Государственной премией России в области изобразительного искусства;
— Действительный член РАХ;
— 2003г. Лауреат премии «Триумф»;
— 2004г. Награждена Почетной золотой медалью РАХ;
— Действительный член Российской Академии художеств.
Работы Нестеровой хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском Музее, Музее искусства Востока, Музее Космонавтики, Музее Плеяды, в коллекции галерей Арт-Модерн, Московская палитра, МАРС (Москва), в 39 музеях стран СНГ, а также Музее Соломона Р. Гугенхейма (Нью-Йорк), Художественном музее (Варшава), собрании Питера Людвига (Кёльн, Аахен), Художественном музее (Сеул), Музее изящных искусств в Монреале, Художественном музее (Познань), Оклахомском Музее, Галерее Хэла Брома, Художественном музее (Таллинн), Галерее Майи Польски (Чикаго), частных собраниях в США, Европе, Америке, Азии, Эстонии.