Живописец, график, народный художник РСФСР (1965), академик АХ СССР (1958). Мастер индустриального пейзажа.
(1903, с. Новобелица, Белоруссия – Москва, 1987).
Родился в Белоруссии в семье в станционного фельдшера. Работал на железной дороге, а вечерами посещал Студию изобразительных искусств им. М.Врубеля в Гомеле.
С 1921 года жил в Москве. Учился во ВХУТЕМАСе-Вхутеине (1921–1930) у Роберта Фалька и Александра Древина. В 1923 году перешел на живописное отделение, которое и окончил в 1930. Его дипломной работой была картина «Восстание французских моряков в Одессе». Хотя к тому времени, когда Нисский начинал свой путь, время независимых художественных группировок заканчивалось, он не только примкнул к кругу «Общества станковистов» (ОСТ), но и стилистически продолжил ее линию в своем последующем творчестве (особенно большое влияние на него оказал Александр Дейнека). Уже в своих ранних пейзажах художник наделяет мир техники поэтическим ореолом, – так, в картинах «Осень. Семафоры» (1932, ГТГ) и «На путях» (1933, Музей изобразительных искусств, Волгоград) атрибуты железной дороги предстают одухотворенными, как в прозе А.П.Платонова.
В 1940 году хдожник уехал в Балтику, а Великая Отечественная война застала его на Баренцевом море. В годы войны много писал. Вместе с АДенейкой находился в действующей армии (1942), сделав серию плакатов для ТАСС. В эти годы им создан ряд картин, которые явились новым жанром — «военный пейзаж».
В послевоенные годы его искусство достигает вершины. В этот период он создал работы, определившие пути развития советского пейзажа на годы вперед: «Радуга» (1950), «Сентябрь» (1950), «Пейзаж с маяком» (1950). Пейзажи отличались особой лиричностью. Поэтичность восприятия мира проявилась даже в его индестриальных пейзажах.
Позднее его картины – с их широкими, вольными ракурсами и монументальной ритмикой, утверждающей современность не как набор идеологических примет, а как лирическое чувство – неизменно возвышались над средним выставочным уровнем. Параллельно большим вещам постоянно писал романтичные гуаши небольшого размера, сохраняющие монументальную выразительность больших работ. Стал одним из предтеч «сурового стиля». Работы хранятся в ГТГ, ГРМ и в большинстве крупных музеев бывшего СССР.