Нивинский Игнатий Игнатьевич(1881—1933)

Известный российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник.

Представитель символизма в его ретроспективно-романтическом варианте.
Родился в Москве 30 декабря 1880 (11 января 1881) в семье предпринимателя. В 1898 окончил Строгановское художественно-промышленное училище, где затем преподавал до 1905. В 1903–1904 ездил в Италию с архитектором И.В.Жолтовским, позднее работал помощником в его мастерской, исполнив ряд неоклассических архитектурных проектов. Вторично побывал в Италии в 1910 с зодчим Р.И.Клейном. В 1911 осваивал технику офорта под руководством Р.Н.Раман-Гамона, ученика В.В.Матэ. Во время третьего итальянского путешествия (1912) рисовал пейзажи с натуры непосредственно на офортных досках. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» и «Четыре искусства». Жил в Москве.
В своих гравюрных циклах (Итальянская сюита, 1912–1915; Крымская сюита, 1916–1917; оба офорт, акватинта; Кавказские каприччо, офорт, акватинта, белый штрих, цветная прокладка, 1923–1926) романтически стилизовал впечатления от старинной архитектуры и живописной природы. Однако, чуткий к современным веяниям, вводил в более поздние образы (серия Земо-Авчальская гидроэлектростанция (ЗАГЭС), офорт и сухая игла, 1927) приемы агитационного монтажа. Выступал и как монументалист-неоклассик (росписи в Музее изобразительных искусств, 1908–1912; и внутри гостиницы «Метрополь», 1931). Руководил оформлением интерьера мавзолея В.И.Ленина (1924; архитектор А.В.Щусев), создав там (в технике итальянской мозаики) траурный фриз в виде склоненных знамен.
Плодотворно работал как сценограф, оформив в духе монументально-декоративного историзма шедевр М.А.Чехова – его постановку Эрика XIV А.Стриндберга в 1-й студии МХАТ (1921), а также Принцессу Турандот К.Гоцци (в 3-й студии МХАТ; 1922), Севильского цирюльника Дж.Россини (в Оперном театре имени К.С.Станиславского; 1933) и ряд других спектаклей. Занимался плакатом и книжно-журнальной графикой. Помимо Строгановского училища, преподавал в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас, 1921–1930).
Умер Нивинский в Москве 27 октября 1933. 1880 (1881), Москва — 1933, там же Поставленная в 1922 г. на сцене 3-й студии МХАТа комедия-сказка К. Гоцци «Принцесса Турандот» стала одним из символов новой театральной эпохи. Необычные декорации, много способствовавшие успеху этой лучшей работы Е. Б. Вахтангова, делал И. И. Нивинский. Он выстроил на сцене условный, совершенно фантастический театральный «Китай» из наклонных цветных плоскостей, иероглифов на свисающих ярких полотнищах и непонятной, но пластич ной наклонной штанги. Режиссер хотел, по словам Нивинского, «заставить декорации играть, принимать участие в действии пьесы, а не служить ему только фоном». Художник воплотил этот замысел с блеском. Между тем Нивинский не был театральным художником по преимуществу. Окончив в 1898 г. СХПУ, он несколько лет преподает там же рисунок. Работая в мастерской архитектора И. В. Жолтовского (с которым он вместе путешествовал по Италии), пробует себя в архитектуре и переходит к монументальной живописи. Дружба с Жолтовским, работа в его постройках, итальянские впечатления склоняют художника к классическим традициям, к венецианским росписям XVI в. В 1906-11 гг. он руководит украшением залов строящегося в Москве Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Он пи шет и картины маслом («Венера», «Св. Себастьян», «Дом с красной крышей», все 1916; «Гурзуф. Мечеть», 1917), а в 1911 г. начинает изучать технику офорта, оказавшегося в конце концов главным в его творчестве. В офортных сериях Нивинский по преимуществу романтик. В листах «Итальянской сюиты» (1912) ощутимо заметное влияние офортов итальянца Пиранези и английского мастера Ф. Бренгвина с их живописным штрихом, резкими ракурсами и сочной светотенью. Более камерны небольшие листы «Крымской сюиты» (1916-17). А в «Кавказских каприччио» (1923-25), с их отчетливыми монтажными стыками раз-нопространственных мотивов и цветными подкладками-плашками, выделяющими некоторые фрагменты, очевидно стремление преодолеть стилевые рамки классической гравюрной техники. К острому, почти плакатному монтажу прибегает художник и в последней своей серии цветных офортов — «ЗАГЭС» (1927).
Библиография:
1. Круглов П., Петинова Е., Карпова Е. и др. (авторы-составители). Символизм в России. Санкт-Петербург. 1996
2. Мясина М.Б. (автор статей). Старейшие советские художники о средней Азии и Кавказе.
По материалам выставки в Государственном музее искусства народов Востока. Москва. 1973
3. Боулт Э. Д., Лобанов-Ростовский Н.Д. Художники русского театра 1880 – 1930.
Каталог-резоне. Москва. Искусство. 1994
4. Бибикова И.М., Левченко Н.И. (авт. составители). Советское декоративное искусство. Материалы и документы. 1917 – 1932. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. Москва. Искусство. 1984
5. Лебедев П.И. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. Москва – Ленинград. Искусство. 1949
6. Глуховская Р.А., Петрова Л.А. (составители). Первая всесоюзная выставка книжной иллюстрации. Каталог. Москва. Советский художник. 1980
7. Попова Н.И., Козырева Н.М. (авторы-составители). Рисунки советских художников. Каталог выставки. Ленинград. ГРМ. 1976
8. Леонтьева Г.К. Дорогой поиска. Ленинград-Москва. Искусство. 1965
9. Шерман С.С., Ковтун Е.Ф. (составители). Русский эстамп конца ХIХ – начала ХХ вв. Каталог выставки. Ленинград. ГРМ. 1967
10. Македонская Е.И., Марцевич Ю.П. (составители). Каталог выставки книжных знаков. Из собрания народного артиста СССР Тенина Б.М. Москва. Наука. 1985
11. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л.(составители). Золотой век художественных объединений
в России и СССР. Справочник. Санкт-Петербург. Издательство Чернышева. 1992
12. Круглов В., Леняшин В., Мусакова О. (авт. статей), Круглов В., Любимова А.,
Солонович Ю., Шакирова Л. и др. (авт. аннотаций). Неоклассицизм в России. Каталог ГРМ. Санкт-Петербург. 2008
13. Эттингер П., Романов Н. (авт. статей), Адарюков В. (составитель). Офорты Игнатия Нивинского. Каталог выставки. Москва. 1925
14. Безменова К.В. (составитель). И.И. Нивинский. Выставка к столетию со дня рождения. 1880 – 1933. Каталог. Москва. 1981

Меню