Российский художник, художественный деятель, публицист и педагог.
Сайт автора: timurnovikov.ru
Тимур Петрович Новиков (24.09.1958, Ленинград – 23.05.2002, Петербург) — выдающийся художник, художественный деятель, публицист, педагог во многом определивший развитие русского искусства и культуры конца ХХ в.
В 1977 примкнул к авангардистской группе «Летопись». В результате идеологического и эстетического конфликта с администраторами движения нонконформизма, поводом к которому послужил «Ноль-объект», в 1982 создает свою группу «Новые Художники», объединившую независимое искусство с молодежной культурой. «НХ» стилистически были параллельны таким западноевропейским движениям в искусстве, как Новые Дикие ( Neue Wilde, Германия), Ист Вилледж (East Village, США), Фигурасьон Либр (La Figuration libre, Франция), Трансавнгард (Transavantgarde, Италия) и таким явлениям как «новая фигуративность», «новая волна», «новый романтизм». Группа превратилась в целое движение со своим театром, (который в 1984-85 поставил спектакли — перформансы «Идиот», «Анна Каренина», «Стреляющий лыжник», «Балет трех неразлучников» и др.), кинематографом («параллельное кино», «некрореализм»), литературой, музыкой, «новой критикой». В своем творчестве в середине 80-х Новиков переходит от экспрессивной живописи к минималистическим трафаретам и коллажам на текстиле. Параллельно он занимается теорией перспективы и создает метод «перекомпозициии».
Создавал художественные мастерские в сквотах «Кирилл и Мефодий» (1978), Галерея «Асса»(1983). Был художником группы «Кино», оркестра «Популярная Механика», сотрудничал с «Новыми Композиторами», сам изобретал музыкальные инструменты (утюгон, длинные струны и др.) В 1988 году он стоит у истоков Свободного Университета Всяческих Искусств. Проводил потлач и совместные акции с выдающимися художниками Запада — Уорхоллом, Кейджем, Раушенбергом и др. В 1987 сотрудничает с Соловьевым в создании фильма «Асса» (первая в истории советского кинематографа премия за художественное оформление) Т.Н. был едва ли не первым медиа-художником в СССР, став идеологом «Пиратского Телевидения» (1989), а в последующем режиссером-постановщиком фильмов «Золотое сечение» (1999), «Кошмар модернизма» (1999). Участвует в создании клубного движения и рейва на Фонтанке-145; один из организаторов «Гагарин парти» (1991).
После первых путешествий на Запад, в 1989 создает движение «Неоакадемизма», противостоящее модернизму и выступающее за сохранение и возрождение классического искусства. В своем искусстве Новиков продолжает развивать находки 80-х, усиливая декоративный и фактурный эффекты и используя неоклассическую образность. В 1993 открывает Музей Новой Академии Изящных Искусств в сквоте на ул. Пушкинской-10, бывшим одновременно учебным заведением (Новая Академия Изящных Искусств). В НАИИ одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии, использующие формы классического искусства. Идеи неоакадемизма распространяются на Москву и зарубежные страны («Европейское общество за сохранение классической эстетики» 1998).
Выступает инициатором создания организаций: «Институт Истории Современного Искусства» и «Художественная Воля» (1998) , выступавшей за сохранение «культурной экологии». В 1990-е активно занимался книгоиздательской деятельностью; член редакций изданий «Кабинет», «Художественная Воля», «Сусанинъ» (www.susanin.zarazum.ru). Ведет передачу «Новая Академия», пропагандирующую классическую музыку на молодежной техно-радиостанции «Порт FM» (1998). В 1997 ослеп, но продолжал оставаться лидером петербургского искусства.
Был коллекционером и меценатом, передав часть своего собрания ГРМ и в Эрмитаж.