Русский художник. Живописец. Яркий представитель романтизма в искусстве XIX века. Являлся одной из самых значительных фигур русско-польских культурных связей своего времени.
Александр Осипович Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских.
Ранний период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко. Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события («На бивуаке», «Группа солдат Костюшко в лагере», «Битва под Рацлавицами», все 1798, и др.).
В 1802 году художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича.
Уже с 1803 года он значился в списке «получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям». В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву. Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море — таковы сюжеты его композиций того времени. После создания картины «Бивуак казаков» (1809) его удостоили звания академика «как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии».
Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны «Автопортрету в красном плаще» (1809) и «Автопортрету в черкеске» (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн. Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А.М. Ланской (1816).
Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга — разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И.С. Щедровского и А.Г. Венецианова. В рисунках и литографиях 1810-х годов получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: «Бега на Неве», «Лихач» и других.
Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки «Привал арестантов», «Нищие крестьяне у кареты» (оба 1815).
С 1816 года художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825—1826).
Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи «Соединенные друзья», а также ложи «Палестина», запрещенных Александром I и потому строго законспирированных.
Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И.А. Крыловым, А.С. Пушкиным, П.А. Вяземским, Д.В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И.А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго.
Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.