Биографии

Орловский Александр Осипович(1777—1832)


Русский художник. Живописец. Яркий представитель романтизма в искусстве XIX века. Являлся одной из самых значительных фигур русско-польских культурных связей своего времени.

Александр Осипович Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских. Ранний период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко. Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события («На бивуаке», «Группа солдат Костюшко в лагере», «Битва под Рацлавицами», все 1798, и др.). В 1802 году художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича. Уже с 1803 года он значился в списке «получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям». В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву. Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море — таковы сюжеты его композиций того времени. После создания картины «Бивуак казаков» (1809) его удостоили звания академика «как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии». Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и «Автопортрету в черкеске» (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн. Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А.М. Ланской (1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга — разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И.С. Щедровского и А.Г. Венецианова. В рисунках и литографиях 1810-х годов получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: «Бега на Неве», «Лихач» и других. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки «Привал арестантов», «Нищие крестьяне у кареты» (оба 1815). С 1816 года  художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников («Тетради на тему русского народного быта», 1825—1826). Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи «Соединенные друзья», а также ложи «Палестина», запрещенных Александром I и потому строго законспирированных. Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И.А. Крыловым, А.С. Пушкиным, П.А. Вяземским, Д.В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И.А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.

Название : Автопортрет

Год создания : 1806

Материал : Бумага, итальянский карандаш, сангина, мел

Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Название : Монголы

Год создания : 1808

Материал : Бумага, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел

Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Название : Мальчик

Год создания : 1818

Материал : Бумага, акварель, графитный карандаш

Размер : 24,2 x 16,9

Собрание : Частная коллекция

Название : Казак, отбивающийся от тигра

Год создания : 1811

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный музей искусств Узбекистана

Название : Всадник

Материал : Бумага, акварель

Размер : 14,5 х 12

Собрание : Частная коллекция

Название : Зарисовка

Собрание : Частная коллекция

Название : Зарисовка

Собрание : Частная коллекция

Название : Портрет девушки

Собрание : Частная коллекция

Название : Белая лошадь

Год создания : 1811

Материал : Дерево, масло

Размер : 44,5 х 42,5

Собрание : Симферопольский художественный музей

Название : Всадник

Материал : Дерево, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Ночной бивуак казаков

Год создания : Конец 1880-х — начало 1810-х

Материал : Дерево, масло

Размер : 15,4 x 21

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет польского шляхтича

Год создания : 1820

Собрание : Государственный Русский музей



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: