Биографии

Осмеркин Александр Александрович(1892—1953)


Русский живописец, график. Учился в Киевском худ. уч-ще, затем в студии И.Машкова (Москва, 1913-15). Педагог, участник художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Член общества "Московские живописцы" (1924-26), группы "Крыло" (1927), в 1927-29 секр. ОМХ.

Родился в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) 26 ноября (8 декабря) 1892 в семье чиновника-землемера. Занимался в Киевском художественном училище (1909–1911) под руководством Н.К.Пимоненко, а затем в школе-студии И.И.Машкова в Москве (1912–1913). Был членом объединений «Бубновый валет», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в основном в Москве, часто наезжал в Ленинград. Как и все «бубновалетцы», испытал сильное влияние П.Сезанна, а также французского фовизма и кубизма. Если в ранних его вещах доминирует кубистически-«натюрмортное», предметное начало (Натюрморт с бандурой, 1920; Натюрморт с черепом, 1921; обе работы – в Русском музее), то параллельно мощно усиливается и самоценная экспрессия цвета (Портрет Е.Т.Барковой (жены художника), 1921; там же). Позднее в его образах, как и в живописи Р.Р.Фалька, главенствующую роль обретает цветовая стихия – при общей сдержанности и тонкой тональной оркестровке красочного слоя. Писал в основном камерные портреты и натюрморты, неброские по композиции, задумчиво-созерцательные пейзажи (Ветлы у пруда, 1925; Мойка. Белая ночь, 1927; оба пейзажа – в Третьяковской галерее), хотя время от времени и «отчитывался» историко-революционными полотнами (Взятие Зимнего дворца, 1927, Русский музей) или казенными портретами передовиков. В поздних его вещах отзвуки кубизма окончательно уступают место импрессионистической манере письма, в целом мажорной (букеты цветов и пейзажи Загорска; конец 1940 – начало 1950-х годов), но порой наделяемой и острым драматизмом (Портрет художницы Н.А.Удальцовой, 1948, Третьяковская галерея). Успешно выступал и как художник театра – в ленинградском Большом драматическом (1937), а во время эвакуации в Казанском драматическом (1943), – однако эпохальных вещей в этой области не создал. В 1918–1948 много работал как педагог – в Свободных художественных мастерских (позднее – Высшие художественно-технические мастерские, Вхутемас), ленинградской Академии художеств и Московском художественном институте имени В.И.Сурикова. 1892, Елисаветград, Херсонская губ. - 1953, пос. Плесково, Московская обл. А. А. Осмеркин был натурой многообразно одаренной. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже собирался учиться пению. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем, но победила страсть к живописи. Увлечение новейшими течениями в искусстве помешало Осмеркину закончить Киевское художественное училище. В 1913 г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова. В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета". Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную" живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах, стремится не слишком далеко уходить в своих работах от непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской набойки", 1914-15; "Дама с лорнеткой", 1917; "Натюрморт с часами", 1918; "В кафе", 1919, и др.). Правда, лубок и "примитивы" имеют для художника меньшее значение, чем для его учителя Машкова. Осмеркина отличают меньший размах, тяготение к более тонкой и сдержанной цветовой гамме, своеобразное чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность телесностью, вещностью материального мира. В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается решительный сдвиг к реализму. В этом он не был оригинален: та же эволюция происходила и с другими участниками "Бубнового валета". Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта, русских мастеров XIX в. (А. Иванова и др.), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только повод для решения пластических (цвет и форма) задач. Сначала в живописи Осмеркина становится меньше элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк", "Натюрморт с бандурой", обе 1920; "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет девушки", обе 1921, и др.). К середине 1920-х гг. работы Осмеркина уже вполне реалистичны. Священный для всякого сезанниста принцип "живопись - это верный цвет на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и передача фактур разных материалов, и психология (в портрете), и лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921), "Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт" (1923-24), "Мойка. Белая ночь" (1927) и др. Среди тематических картин художника - а он немало потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, - более других известна "Красная гвардия в Зимнем дворце" (1927). Однако, несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и не стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты. Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг. Он неизменно сохранял верность принципам свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. А это не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г. лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Осмеркин преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда). "Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая Голландия" (1945) - пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг. Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан искусству. Смерть застала его за работой. *** В 1918-30 преподавал в моск. ВХУТЕМАСе, в 1932-47 в ЛИЖСА (одноврем. в 1937-48 в Моск. худ. ин-те). С 1947 не выставлялся, был отстранен от преподавания из-за направленности своего творчества. Портреты («Портрет Е.Т.Барковой», 1921; «Портрет девушки», 1924; «Портрет А.А.Ахматовой», 1939), натюрморты ("Натюрморт с палитрой", 1918; «Натюрморт с белой пиалой», 1921; «Натюрморт с черепом», 1921; «Лилии и настурции», 1947; «Натюрморт с ходиками», 1952; «Черемуха. Плесково», 1953), пейзажи ("Парк", 1920; «Москва. Тверская», 1924; «На Неве», 1934; «Москва-река. Ветлы», 1938; «Митрополичья трапезная и колокольня в Лавре», 1946; «Река Трубеж», 1948), ист.-рев. картины ("Красная гвардия в Зимнем дворце", 1927) и др. работы.

Название : На диване. (Портрет Е.К. Гальпериной)

Год создания : 1929

Материал : Холст, масло

Собрание : Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

Название : Сирень

Материал : Холст, масло

Размер : 80 х 100

Собрание : Частная коллекция

Название : Женский портрет в розовой рубашке

Год создания : 1923

Материал : Холст, масло

Размер : 100 х 80

Собрание : Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Название : Во дворе Эрмитажа

Год создания : 1945

Материал : Холст, масло

Собрание : Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Название : Портрет Володи с мотоциклом

Год создания : 1956

Материал : Холст, масло

Размер : 120 х 100

Собрание : Частная коллекция

Название : Утро

Год создания : 1925

Материал : Холст, масло

Размер : 51 х 70

Собрание : Частное собрание

Название : Портрет М.Н. Аветова

Год создания : 1924

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет Е.Т. Барковой

Год создания : 1925

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Натюрмотр с белой пиалой

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Загорск. Шестой корпус

Год создания : 1946

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Красная гвардия в Зимнем дворце

Год создания : 1927

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Осень. Колокольня Растрелли-Ухтомского в Троице-Сергиевой лавре

Год создания : 1944

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Улица в Загорске

Год создания : 1948

Материал : Холст, масло

Собрание : Частное собрание

Название : Сирень

Год создания : 1951

Материал : Холст, масло

Собрание : Частное собрание

Название : Натюрморт с ходиками

Год создания : 1952

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Девочка с куклой

Год создания : 1913

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Портрет молодой женщины (Жена художника)

Год создания : 1914

Материал : Картон, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Дама с лорнетом

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Натюрморт с палитрой

Год создания : 1920

Материал : Холст, масло

Размер : 108 х 90

Собрание : Тульский областной художественный музей

Название : Плотник

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Екатерина Баркова

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Портрет Екатерины Барковой

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Обнаженная

Год создания : 1922

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Прачка

Год создания : 1922

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Портрет поэта

Год создания : 1923

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Обнаженная с зеркалом

Год создания : 1924

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Натюрморт с бутылками

Год создания : 1924

Материал : Картон, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Восточное кафе

Год создания : 1925

Материал : Картон, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Деревья на берегу пруда

Год создания : 1925

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Мельница

Год создания : 1926

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Автопортрет

Год создания : 1926—1927

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : В Святогорском монастыре

Год создания : 1928

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Сад летом

Год создания : 1935

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Вид на Русский музей от гостиницы «Европа»

Год создания : 1936

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Зимний пейзаж с рекой

Год создания : 1937

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Крым. Дорога к морю

Год создания : 1939

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Татарский аул в Крыму

Год создания : 1938—1939

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Портрет Анны Ахматовой

Год создания : 1940-е

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Дома

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло

Собрание : Частная коллекция

Название : Улочка в Крыму

Год создания : 1936

Материал : Холст, масло

Размер : 78,5 х 56

Собрание : Белгородский государственный художественный музей

Название : Лес в Кунцеве

Материал : Холст, масло

Название : В кафе

Год создания : 1919

Материал : Холст, масло

Размер : 140,5 х 106,5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Натюрморт с корзиной

Год создания : 1924

Материал : Холст, масло

Размер : 71 х 89

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Натюрморт с черепом

Год создания : 1921

Материал : Холст, масло

Название : Натюрморт с бандурой

Год создания : 1920

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Вид из окна на Троице-Сергиеву лавру

Год создания : 1947

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Ленинград. Пейзаж с деревянным мостом

Год создания : 1946

Материал : Холст, масло

Размер : 102.1 x 120

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Название : Новая Голландия

Год создания : 1945

Материал : Холст, масло

Размер : 100 x 78

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Крым. Козы. Вечер. Тополя

Год создания : 1938

Материал : Холст, масло

Размер : 80 x 100

Собрание : Частное собрание

Название : Ленинград. Мойка

Год создания : 1927

Материал : Холст, масло

Размер : 73 x 93

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Москва. Тверская

Год создания : 1924

Материал : Холст, масло

Размер : 87 x 70

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Натюрморт с часами

Год создания : 1920

Материал : Холст, масло

Размер : 89 x 50

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Название : Пейзаж

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло

Размер : 96 x 65

Собрание : Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»

Название : Женский портрет

Год создания : 1910

Материал : 72.1 x 47.5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Ленинград. Фонтанка

Материал : Холст, масло

Размер : 70 x 80

Собрание : Дальневосточный художественный музей

Название : Натюрморт. Стеклянная посуда

Год создания : 1919

Материал : Холст, масло

Размер : 107 х 88

Собрание : Пермская государственная художественная галерея



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: