Остроухов Илья Семенович(1858—1929)

Русский художник-пейзажист. Действительный член Императорской Академии Художеств. В 1891 г. вступил в Товарищество передвижных художественных выставок, с 1903 г. — участник знаменитого объединения Союз Русских Художников. Соратник П.М. Третьякова. В 1905-1913 был попечителем Третьяковской галереи. Работы представлены в собрании Государственной Третьяковской Галереи, Государственного Русского Музея.

Природа так щедро и разносторонне одарила И. С. Остроухова, что живопись оказалась лишь одним из этапов в его жизни. Тем не менее он сумел создать настолько запоминающиеся образы русской природы, что навсегда вошел в историю русского искусства. Современники даже одно время (в конце 1880-х — начале 1890-х гг.) возлагали на него большие надежды, чем на И.И. Левитана.

Остроухов происходил из очень богатой купеческой семьи, получил прекрасное образование, знал три иностранных языка, играл на рояле. В юности увлекался естествознанием и собрал столь значительную коллекцию образцов флоры и фауны средней полосы России, что «о молодом натуралисте знали не только русские ученые, но и европейские» (В.А. Серов Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с  1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок….). Впервые Остроухов взял в руки кисть в двадцать один год. Сначала работал самостоятельно, потом пользовался советами И.Е. Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, И.И. Шишкина Шишкин Иван Иванович [1832—1898] Великий русский художник. Родился 13 января 1831 года. Мастер пейзажной живописи и рисунка. Гравер. Академик. Учредитель  Товарищества передвижных художественных выставок. Руководил в Академии художеств пейзажной мастерской. Оказал огромное влияние…, в начале 1880-х гг. две зимы провел в Петербурге учеником знаменитого академического профессора П.П. Чистякова.

В середине 1880-х гг. Остроухов уже добивается успеха. Его картины «Золотая осеньЗолотая осень. 1886—1887Холст, масло, 48,2 x 66Государственная Третьяковская галерея» (1886-87), «Первая зеленьПервая зелень. 1888Холст, масло., 71 x 105Государственная Третьяковская галерея» (1887-88) — «пейзажи настроения», как и у Левитана, но без левитановского ощущения драматизма бытия. Здесь присутствует красота жизни, но без меланхолии. Наиболее известна картина «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» (1890). Это панорамный пейзаж с высокой линией горизонта. Изображен поворот реки с песчаным обрывистым берегом, полоса леса вдали, бегущие по небу ряды серых, низких облаков и рябь на воде от резких порывов холодного ветра. Новый мотив, высокая степень обобщенности, неожиданно мощное выражение чувств, поднимающихся в душе человека от соприкосновения с живыми силами природы, — все это сделало картину Остроухова значительным явлением в живописи конца XIX столетия. П.М. Третьяков считал «СиверкоСиверко. 1890Холст, масло., 85 x 119Государственная Третьяковская галерея» лучшим пейзажем своей галереи.

Продолжения не было. Остроухов как бы все сказал. Он почти совсем оставляет живопись, увлекшись собирательством. После смерти Третьякова он становится членом совета попечителей галереи. Создает он также и собственную замечательную коллекцию, в которой были прекрасные по художественному уровню картины русских художников XVIII и XIX вв. и уникальная подборка древнерусских икон.

Остроухова — художника, собирателя, искусствоведа, эксперта, общественного деятеля и чудака — знали в Москве все. Поэтому, хотя его коллекцию и национализировали после революции, дом его в Трубниковском переулке специальным постановлением объявили музеем иконописи и живописи им. И.С. Остроухова, а сам хозяин остался в доме пожизненным хранителем своих сокровищ.

К сожалению, после его смерти коллекция разошлась по крупнейшим музеям Москвы и Ленинграда. (1858, Москва – 1929, Москва)

Меню