Биографии

Родченко Александр Михайлович(1891—1956)


Cоветский художник-авангардист, живописец, дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Мастер плаката, художник книги. Преподавал в московском Вхутемасе — Вхутеине.

Родился в Москве в семье театрального бутафора. Учился в Казанской художественной школе (1910–1914) у Н.И.Фешина Фешин Николай Иванович [1881—1955] Талантливый русский живописец, портретист. Занимал значительное место в русской портретной живописи 1910-х гг. Решал интересные художественные задачи в жанре портрета, вводя мотивы натюрморта, используя пленер. Работал в традиции русского психологического..., затем поступил в московское Строгановское училище, откуда был призван на военную службу. В 1916 обосновался в Москве и познакомился с В.Ф.Степановой, которая стала его женой и соратницей по искусству. Сперва авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. Испытав этапное воздействие супрематизма Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., он придавал своим абстрактно-геометрическим произведениям (серии Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей, Концентрация цвета и форм, обе работы – 1918; серии Плотность и вес, Линиизм, обе работы – 1919) еще более минималистский строго-рациональный, чем у Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве...., характер: с 1915 он создавал их, словно чертежи, с помощью циркуля. Работа по декорации кафе «Питтореск» (1917; совместно с В. Е. Татлиным Татлин Владимир Евграфович [1885—1953] Ярчайшая фигура русского авангарда, родоначальник русского конструктивизма. Советский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).  Член объединений "Ослиный хвост" (1912), "Союз молодежи"..., Г.Б.Якуловым и др.; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам – к ажурным подвесным композициям 1918–1921, известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма – стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

Восторженно встретив революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда (из стихотворения 1918), художник служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921), был одним из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Важным очагом нового дизайна стали дерево- и металлообрабатывающие факультеты Всесоюзных художественно-технических мастерских (Вхутемас), где Родченко преподавал в 1920–1930. С 1924, купив первые свои фотоаппараты, он обновлял язык фотографии, придав ей невиданную силу выражения: его штучные фото, в том числе портреты (Маяковский с псом Скотиком, 1924; Портрет матери, 1924; Н.Н.Асеев, 1927; и др.), равно как и репортажи (с парадов, строек и т.д.), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Сотрудничал в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино».

Был замечательным художником книги: шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского «Про это» (1923, Музей Маяковского, Москва). Художник широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки декоративных искусств в Париже, 1924), одежды (собственный комбинезон 1923, напоминающий современный джинсовый покрой), рекламы и промграфики (плакаты, реклама, конфетные обертки, ярлыки для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа», 1923–1925), наконец, киноплаката. Внес также выдающийся вклад в авангардную сценографию (мебель и костюмы для спектакля Клоп в театре В.Э.Мейерхольда, 1929; и др.). В 1926–1928 работал в кинематографе как художник-постановщик фильмов «Ваша знакомая» Л.В.Кулешова, 1927; «Москва в Октябре» Б.В.Барнета, 1927; «Альбидум» С.С.Оболенского, 1928; «Кукла с миллионами» С.П.Комарова, 1928.

В 1930-е годы творчество мастера как бы раздваивается. С одной стороны, он занимается прочно вправленной в программу соцреализма агитпропагандой (оформление коллективных книг «Беломорско-Балтийский канал имени И.В.Сталина», 1934; «Красная Армия», 1938; «Советская авиация», 1939; и др.). С другой – стремится сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма. 

В 1920—1930 преподавал в московском Вхутемасе — Вхутеине (профессор факультета обработки дерева и металла), разрабатывал специальные программы подготовки дизайнеров-универсалов. Как теоретик Родченко разделял противоречивые установки конструктивизма (в 1921 — среди его основателей), а затем сторонников ЛЕФа (активный сотрудник журналов «ЛЕФ», 1923—1925, и «Новый ЛЕФ», 1927—1928) и объединения «Октябрь» (член в 1928—1932); гораздо более плодотворной и многогранной была его практическая деятельность.

В 20-е гг. Родченко — автор многих проектов оформления складывающегося советского общественного быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так и выразительных средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). С 1923 много работал в области книжной и журнальной графики (помимо изданий ЛЕФа, оформлял журналы «Журналист», «СССР на стройке» и др.). Одним из первых применил фотомонтаж («Про это» В. В. Маяковского, изд. в 1923). Оформил ещё 12 книг Маяковского. Как и Маяковский, Родченко — среди первых мастеров советской рекламы. Отличительными особенностями графики Родченко в целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически чёткое сопоставление шрифта и изображения (рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам «Киноглаз» Дзиги Вертова, 1924, «Броненосец «Потемкин» С. М. Эйзенштейна).

В 20-е гг. Родченко также часто обращался к театру и кино (например, мебель и костюмы для спектакля «Клоп» по пьесе Маяковского в театре им. В. Э. Мейерхольда в Москве, 1929). В 30-е гг. работал в основном как мастер фотоискусства и оформитель книги. Многочисленные фотоработы Родченко сочетают строгую документальность, осязательную предметность изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произведений Родченко выполнил совместно с женой — В. Ф. Степановой (1894—1958). В 40-50-е гг. Родченко — фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.

Название : Шахматный стол для Рабочего клуба

Год создания : 1925

Материал : Дерево, нитроэмаль

Размер : 100 х 200 х 60

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Девушка с «лейкой» (фотопортрет Р.Лемберг)

Год создания : 1934

Материал : Фотография

Размер : 40 х 28

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Пионер-трубач

Год создания : 1930

Материал : Фотография

Размер : 71 х 65

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Пожарная лестница

Год создания : 1925

Материал : Фотография

Размер : 39 х 30

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : В.В.Маяковский со Скотиком

Год создания : 1924

Материал : Фотография

Размер : 29,5 х 23

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Рисунок для ткани

Год создания : 1924

Материал : Бумага, гуашь, тушь, рейсфедер

Размер : 32,2 х 42,2

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Вариант обложки журнала «ЛЕФ» (шарж на О.Брика)

Год создания : 1924

Материал : Фотобумага, гуашь, белила,карандаш

Размер : 24 х 18

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Рекламный плакат для Резинотреста. «Раскупай восточный люд, лучшие галоши привез верблюд»

Год создания : 1923

Материал : Литография

Размер : 71,5 х 52

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Линия. № 128

Год создания : 1920

Материал : Картон, масло

Размер : 62 х 53

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Беспредметная композиция (на желтом) № 113. Концентрация цвета

Год создания : 1920

Материал : Холст, масло

Размер : 71 х 71

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Беспредметная композиция №50. Композиция движений проектированных и окрашенных плоскостей

Год создания : 1918

Материал : Холст, масло

Размер : 105 х 71,5

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций

Название : Балконы. Из серии «Дом на Мясницкой»

Год создания : 1925

Материал : Фотография

Название : Лиля Брик. Фотография для рекламного плаката

Год создания : 1925

Материал : Фотография

Название : Лиля Брик

Год создания : 1924

Материал : Фотография

Название : Лестница

Год создания : 1929

Материал : Фотография

Название : Прыжок с шестом

Год создания : 1937

Материал : Фотография

Название : Поливка улицы у Мясницких ворот

Год создания : 1932

Материал : Фотография

Название : Дорогу женщине

Год создания : 1934

Материал : Фотография

Название : Берегись трамвая

Год создания : 1932

Материал : Фотография

Название : Фоторепортер Евгения Лемберг во время съемки на водном стадионе Динамо

Год создания : 1932

Материал : Фотография

Название : Указатель перехода

Год создания : 1932

Материал : Фотография

Название : У колонки. Жарко

Материал : Фотография

Название : Мясницкие ворота. Вид в сторону Садового-кольца

Год создания : 1932

Материал : Фотография

Название : Здание ВХУТЕИНа

Год создания : 1927

Материал : Фотография

Название : Варвара Степанова

Год создания : 1924

Материал : Фотография

Название : Варвара Степанова. Двойная экспозиция

Год создания : 1924

Материал : Фотография

Название : Варвара Степанова

Год создания : 1924

Материал : Фотография

Название : Владимир Маяковский

Год создания : 1924

Материал : Фотография

Название : Плакат «Броненосец „Потемкин“. 1905 год»

Год создания : 1926

Материал : Хромолитография, фототипия

Название : Плакат «Киноглаз»

Год создания : 1924

Размер : 96 х 71

Название : Плакат «Красноармеец, в каждую хату неси книги Госиздата»

Год создания : 1925

Название : Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания»

Год создания : 1924

Материал : Фотобумага на картоне, гуашь, наклейка

Размер : 88 х 63

Название : Плакат «Лучших сосок не было и нет»

Год создания : 1923

Материал : Фотобумага на картоне, гуашь

Размер : 99,5 х 69

Название : Плакат «Нигде кроме, как в Моссельпроме»

Год создания : 1925

Размер : 41 х 33

Название : Плакат «Приезжий с дач, из городов и сел»

Год создания : 1923

Размер : 54 х 36

Название : Плакат «Самый деловой, аккуратный самый»

Год создания : 1923

Размер : 54 х 36

Название : Плакат «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон»

Год создания : 1925

Размер : 70 х 48

Название : Плакат «Трудящиеся, не страшны дороговизна и НЭП»

Год создания : 1923

Размер : 73,5 х 49

Название : Плакат «Читайте журнал „Молодая гвардия“...»

Год создания : 1924

Название : Плакат «На днях в лучших театрах Москвы «Броненосец Потемкин. 1905 г.»

Год создания : 1926

Материал : Хромолитография

Размер : 69 х 100

Название : Плакат «Шестая часть мира». Автор–руководитель Дзига Вертов. 1 выпуск

Год создания : 1927

Материал : Хромолитография, фототипия

Размер : 108 х 72

Название : Бегунья. Из серии «Маски цирка»

Год создания : 1947

Материал : Бумага, гуашь, карандаш, тушь

Размер : 28,5 х 20,5

Название : Плакат «Рабочий один слаб»

Материал : Литография

Размер : 35,5 х 25,5

Название : Плакат «Броненосец „Потемкин“. 1905 год»

Год создания : 1925

Размер : 69 x 107

Название : Плакат «Добролет...»

Год создания : 1923

Название : Необъективная композиция

Год создания : 1917

Размер : 78 х 50,8

Собрание : Ивановский областной художественный музей

Название : Беспредметная композиция №88 (66). "Плотность и вес"

Год создания : 1919

Материал : Холст, масло

Размер : 122 x 73

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Беспредметная живопись. Композиция 64 (84). Абстракция цвета. Обессвечивание

Год создания : 1918

Материал : Холст, масло

Размер : 74 x 74

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Танец. Беспредметная композиция

Год создания : 1915

Материал : Холст, масло

Размер : 144 х 91

Собрание : Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: