Русская художница, представительница русского авангарда, Стиль: супрематизм, неопримитивизм и кубофутуризм.
Родилась в городке Меленки (Владимирская губерния) 21 июня (3 июля) 1886 в семье уездного чиновника. С 1896 жила во Владимире. Приехав в Москву, в 1907–1910 посещала Строгановское художественно-промышленное училище и частную школу-мастерскую К.Ф. Юона Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник…. В 1911 занималась в школе Е.Н.Званцевой в Петербурге. Участвовала в выставках и изданиях «Союза молодежи», а также «Бубнового валета». Входила в организованное К.С. Малевичем Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…. недолговечное общество «Супремус» (1917). Была близким другом А.Е.Крученых. Жила в Петербурге-Петрограде и (с 1915) в Москве, летом наезжая во Владимир.
Уже ранним, фовистским ее вещам (Красный дом, 1910, Русский музей) присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. Окончательно ее талант сформировался в дизайне футуристических книг В.В.Хлебникова и Крученых (Старинная любовь. Бух лесиный, Взорваль; обе – 1913; и др.), где ей удалось (по словам последнего) сочетать «ужасы кубизма» с «женским лукавством». Шедевром ее книжного искусства стала рукодельная Вселенская война со стихами Крученых (1916) – беспредметные цветные аппликации рождают удивительный эффект радостного распада или своего рода апокалиптического праздника. Ирония и драма в ее картинах часто переплетаются (цикл Игральные карты, 1916, созданный для публикации в виде современных лубков). Кубофутуристские и супрематические эксперименты претворяются в поэтику «зауми», загадочного гротеска (МетрономМетроном. 1915Холст, масло, 52,2 х 41Государственная Третьяковская галерея, 1915, Третьяковская галерея; Сон игрокаЧасы и карты (Сон игрока). 1916Холст, маслоСамарский художественный музей, 1910-е годы, Художественный музей, Самара), а иной раз – в абстракции, сводящие цвет и форму к некоему первозданному минимуму (Зеленая полосаЗеленая полоса. 1917Холст, масло, 71,5 х 49Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», 1910-е годы, Музей-заповедник, Ростов).
После Октябрьской революции Розанова работала в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса, стремясь наладить деятельность художественных промыслов в Абрамцево, Сергиевом Посаде и других центрах.
Розанова скоропостижно скончалась от дифтерита в Москве 8 ноября 1918. Училась (1904-1910) в Москве : в художественной школе А. Большакова, студии К.Ф. Юона Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник… и Строгановском художественно-промышленном училище, посещала Художественную школу Е.Н. Званцевой в СПб. (1912-1914).Член общества «Союз молодежи», участник выставок «Бубновый валет». Член московской коллегии отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения РСФСР (1918).Организатор Государственных свободных художественных мастерских в Богородске, Иваново-Вознесенске, Мстере.