Рубо Франц Алексеевич(1856—1928)

Русский художник-баталист, мастер исторической живописной панорамы. Кавалер ордена Святой Анны 2-й степени, академик Императорской Академии художеств. Профессор. Автор панорамы «Бородинская битваБородинская панорама. Бой за Колочу. 1910—1913Холст, маслоМузей-панорама Бородинская битва».

Родина художника город Одесса. Отец Франца Алексеевича был французским коммерсантом из Марселя, поселившемся в России. Мать художника Мадлен Сенек держала свой дом моделей. В 9 лет он был отдан в Одесскую школу рисования и черчения, а в 1878 году поступил в Баварскую королевскую академию художеств. Его преподавателем был Йозеф Брандт.  Во время каникул юный Рубо посещал Россию, путешествовал по Кавказу, Украине, Средней Азии. Кавказ стал одной из основных тем творчества художника. В 1886 году Рубо заказали 19 картин на тему Кавказских войн для Тифлиса. Работая над заказом, художник собирал исторический материал, побывал на полях сражений. На Кавказе художник написал большое количество портретов колоритных горцев. Этюды и эскизы он потом использовал для написания больших картин для храма Славы в Тифлисе. Осложняло работу то обстоятельство, что это был правительственный заказ и полёт творческой фантазии художника  ограничивался требованиями цензуры. Для каждой картины Рубо должен был предварительно представить эскизы к ней на рассмотрение комиссии и на утверждение Главного начальника кавказского края.
В 1889 году в Императорском Обществе поощрения художников прошла  персональная выставка Ф. А. Рубо. В тот период Рубо активно участвовал в академических выставках 1896 и 1898 годов. Специально для них он написал ряд картин, в том числе «Живой мостЖивой мост. 1897Холст, масло, 214 x 354.5Музей-панорама Бородинская битва», «Кавказская разведкаКавказская (конная) разведка. 1901Холст, масло, 162 x 244Музей-панорама Бородинская битва», «Переправа через горную реку».
Рубо по праву считается основоположником русской батальной школы. В основном живописца привлекали  знаменательные события, связанные с историей России. Еще во время работы над картиной «Штурм аула Ахульго» (1888) для Храма Славы Рубо задумал и впоследствии воплотил в жизнь панораму на тот же сюжет. В 1891 году за эту работу Баварская академия художеств присвоила Рубо почетное звание профессора. Художник был удостоин ордена святого Михаила. Эта панорама экспонировалась в Париже, где она была оценена по достоинству. В 1896 году на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке для панорамы «АхульгоАхульго. 1888Холст, масло, 338 x 428Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой» специально соорудили целое здание.
Рубо, затративший на создание панорамы 35 тысяч рублей, обратился к государю Николаю II с просьбой купить ее у него за 15 тысяч. «Хотя это произведение и пользовалось всеобщим успехом, — писал он в прошении, — но материальным результатом этого предприятия оказался дефицит в 11 тыс. рублей». Рубо оказался в долгах, и кредиторы угрожали художнику продажей его работ в Мюнхене за бесценок. Панорама была приобретена Военным министерством для Тифлиса. В 1924 году панорама «АхульгоАхульго. 1888Холст, масло, 338 x 428Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой», хранившаяся на валу в Артиллерийском историческом музее в Ленинграде, сильно пострадала во время наводнения. В плохом состоянии в 1928 году ее передали в Дагестанский краеведческий музей. В настоящее время четыре фрагмента панорамы находятся в Махачкале.
В 1901 году Рубо получил государственный заказ на написание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов. «Задача передать грандиозный сюжет обороны Севастополя, — говорил Ф. А. Рубо, — не имела себе предшественников, и разрешение ее представляет для художника громадные трудности. Легко писать художнику, где исторический материал дает готовые и благородные мотивы, но совсем другое дело изображать на холсте героическую защиту. Художник должен всегда оставаться правдивым».

Во время создания панорамы изучал исторические материалы, беседовал с оставшимися в живых участниками обороны, писал этюды с Малахова кургана. По его просьбе на местах сражений устраивались инсценировки боевых действий. Рубо поставил перед собой задачу показать подвиг русского народа как можно правдивее и убедительнее. Художнику пришлось отстаивать свой творческий замысел. Было очень большое давление на художника сверху, настойчиво предлагалось создать на панораме эффектное зрелище, показав несколько разновременных эпизодов.
Вопреки всему живописцу удалось реализовать свой реалистический замысел — принцип единства времени, показав момент отражения защитниками Севастополя самого яростного штурма, предпринятого неприятелем 6 (18) июня 1855 года, когда героизм русских людей проявился наиболее полно. Рубо вышел победителем: его эскизы получили одобрение и были утверждены. Помимо эскиза размером 1,08 х 11,5 м, выполненного тушью на бумаге, он написал около 50 этюдов для панорамы. Торжественное открытие картины прошло в мае 1905 года. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, а потом была перевезена в Севастополь.
25 июня 1942 года в здание Севастопольской панорамы попала фашистская бомба. Чтобы вывезти полотно, солдаты разрезали его на 86 кусков и увезли их из Севастополя на военном корабле.
Панорама была отреставрирована группой реставраторов, возглавляемой действительными членами Академии художеств СССР В. Н. Яковлевым Яковлев Василий Николаевич [1893—1953] Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1943), член АХ СССР (1947).  Член АХРР (с 1922). Главный художник ВСХВ (1938-39, 1949-50). Автор тематических картин, показывающих жизнь и труд советских людей, портретов. Награжден… и П. П. Соколовым-Скаля Соколов-Скаля Павел Петрович [1899—1961] Советский живописец и график, народный художник РСФСР (1956), действительный член АХ СССР (1949). Член КПСС с 1952. Председатель объединения «Бытие» (с 1920), член АХРР (с 1926), художественный руководитель «Окон ТАСС» (1941-45). Мастер….  В 1903 году Рубо был избран профессором петербургской Академии художеств, руководителем батальной мастерской Высшего художественного училища академии.
Художник работал над Севастопольской панорамой и поэтому лишь на короткое время приехал осенью 1903 года в Петербург, чтобы познакомиться с мастерской и учениками. Вплотную посвятить себя преподавательской деятельности Рубо смог только в 1908 году. Параллельно с этим он был занят работой, связанной с созданием и установкой панорамы «Оборона СевастополяФрагмент панорамы «Оборона Севастополя». 1905Холст, масло». Вместе с Рубо работали его лучшие ученики.
За выдающиеся заслуги в художественной деятельности Рубо в 1908 году был награжден орденом Святой Анны 2-й степени и избран академиком Императорской Академии художеств.
В 1910 году Рубо начал работу над панорамой «Бородинская битваБородинская панорама. Бой за Колочу. 1910—1913Холст, маслоМузей-панорама Бородинская битва». В ноябре 1909 года члены Императорского русского Военно-исторического общества В. А. Афанасьев и профессор Императорской Николаевской военной академии Б. М. Колюбакин высказали Рубо идею написания панорамы, посвященной Отечественной войне. Сам художник (кстати, один из первых действительных членов Военно-исторического общества) начал работать над картиной задолго до официального подписания договора о создании панорамы. Уже в конце ноября 1909 года Рубо обратился за советом к Б. М. Колюбакину: «Без Вашего содействия я приличную панораму 1812 года написать не могу…» Впервые на поле битвы художник побывал 1 апреля 1910 года. В ноябре 1910 года Рубо представил на утверждение государя эскиз панорамы «Бородино». Об этом свидетельствует запись в дневнике императора.
Подготовительные работы к картине продолжались два года. Сама же картина была  написана за 11 месяцев. Её размеры 115х15 м. В помощь Францу Рубо были призваны пять немецких живописцев.
На панораме изображен самый ключевой момент Бородинского сражения — атака французами деревни Семеновское в полдень 26 августа (7 сентября) 1812 года. Для панорамы было построено здание «в Мясницкой части» Москвы по проекту военного инженера П. А. Воронцова-Вельяминова, которому серьезно помог советами сам Рубо. По окончании работы художник писал: «… панорама Бородино удачна и лучше севастопольской». После открытия панорамы «БородиноБородинская панорама. Бой за Колочу. 1910—1913Холст, маслоМузей-панорама Бородинская битва» Ф. А. Рубо уехал в Германию и в Россию больше не вернулся. Живя вдали от Родины, истинным патриотом которой являлся, Рубо не создал ничего равнозначного панораме «Бородино». Скончался Франц Алексеевич Рубо в Мюнхене.
 

Меню