Советский живописец. Пейзажист. Жанрист. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.
Советский живописец. Пейзажист. Жанрист. Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина.
Автор картин, посвященных природе Сибири. Общественный деятель Родился в 1919 году в с. Бирючья Коса Икрянинского района Астраханской области. Учился в 1939—1941 гг. в Омском художественном училище у Т. П. Козлова. Участник выставок с 1940 года.
Основные произведения: серия работ «Воспоминания о фронте» (1950-е гг., Красноярская краевая художественная галерея), «Станок Курсй-ка. Вечер» (1950, Львовская картинная галерея), «Туру-ханск. Последние льды» (1951, ГТГ), «Курейский плес. Осень» (1951, Ульяновский областной художественный музей), «Станок Курейка 1914» (1951, ГТГ), «Начало штор-ма> (1953, Краснодарский краевой художественный музей им. А.В.Луначарского), «В низовьях Енисея» (1953, ГРМ), «У сельского пирса» (1968), «Енисей. Шторм стихает» (1972—1973), серия работ «Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью В.И.Ленина» (1962— 1973, Ульяновский областной художественный музей, Вологодская областная картинная галерея, Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства, народная картинная галерея в с. Шушенском), серия работ, посвященных советской милиции (1975—1980).
Рассматривая картины, созданные Б.Я. Ряузовым за 35 лет художественной деятельности, можно убедиться, как последователен он в выборе тем, в стремлении совершенствовать свое мастерство. Б.Я. Ряузов родился в селе Бирючья Коса Архангельской области в семье потомственных рыбаков. В начале 30-х годов семья переехала в Омскую область, в северное село Покур, что на Оби. С 14 лет Б. Ряузову пришлось начать напряженную трудовую жизнь.
Работал в бондарной мастерской, был учеником в конторе, табельщиком на рыбозаводе, рабочем в колхозе. Юность его прошла на Крайнем Севере, в местах ранее глухих, никому неведомых, ныне известных всей стране: Салехард, Самотлор, Нижний Вартовск, енисейский Север. Они запечатлены художником, побывавшим в них вновь в первые послевоенные годы.
В июле 1942 года в Красноярске формировалась 78-я коммунистическая добровольческая стрелковая бригада. Ряузов подал заявление и уехал на фронт. Живые впечатления, многочисленные фронтовые зарисовки помогли художнику в послевоенное время создать картины, проникнутые любовью к родной, опаленной огнем земле. На тему войны написаны: «Высота Безымянная», «Нейтральная полоса под городом Белый», «Разгромленная фашистская техника», «Войска 19-го гвардейского Сибирского корпуса сдаются в плен части Курляндской группы немецко-фашистских войск», «Место подвига Александра Матросова».
В 50-е годы художник создает свою замечательную «Туруханскую серию», принесшую ему широкую известность и заслуженную славу. В нее входит большой цикл работ: «Курейка. Май», «На станцию», «Станок Курейка. 1914 год», «Туруханск. Последние льды», «Курейский плес. Осень», «Старая Курейка. Вечер» и другие. Работы этой серии поступили в различные музеии страны, в том числе в Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, в Государственный университет им. М.В. Ломоносова.
В 60-е годы, развивая тему сибирского пейзажа, Ряузов создает новую серию — «Исторические места Сибири, связанные с жизнью и деятельностью В.И. Ленина». В эту серию вошли такие картины как «Дом Петровой. Шушенское», «Шушенское. Окраина», «Шушенское. Просторы», «Старая Шунь. Сумерки», «Шушенское 1898 года», «Озеро Перово», «Шушенское 1898 года. Окно Ульянова».
За большие творческие успехи Б. Я. Ряузову присвоено почетное звание народного художника РСФСР, он избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.