Самохвалов Александр Николаевич(1894—1971)

Советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967). Родился 21 августа 1894 года в городе Бежецке Тверской губернии. Окончил петроградский ВХУТЕМАС в 1921 году, его преподпвателем был К. Петров-Водкин. Так же учился у Василия Беляева, Гуго Залемана и Василия Шухаева. Участник объединений художников «КРУГ» (1926-1929), «ОКТЯБРЬ» (1930-1932). Член ЛССХ с 1932 года.
Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги. Основная тема творчества самохвалова — образ современной молодежи. Лауреат дипломов Гран-При и золотых медалей международных парижских выставок (1925, 1937). Персональные выставки в Ленинграде ( 1963), Петербурге (1994) и Твери (1994).

Заслуженный деятель искусств РСФСР. Автор портретов комсомолок, молодых строительниц, работниц, спортсменок — обобщенных образов советских людей 1930-х гг. Родился в 1894 году в Бежецке, умер в 1971 году. Учился в 1914—1919 гг. на архитектурном факультете Высшего художественного училища при Академии художеств, затем в Академии художеств у К- С. Петрова-Водкина, В. Е. Татлина. Участник художественных выставок с 1920-х годов. Основные произведения: «Автопортрет» (1928, ГРМ), «Молодая работница» (1928, ГРМ), плакаты 1926—1928 (ГРМ), «Шпульница» (1930, ГТГ), серия «В коммуне «Ленинский путь» (1931 —1932, ГТГ, ГРМ), «Девушка в футболке» (1932, ГРМ), «Военизированный комсомол» (1933, ГРМ), «Девушки Метро-строя» (1934, ГРМ), «На стадионе» (1935, ГРМ), иллюстрации: М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (1933, ГРМ), А. С. Грибоедов «Горе от ума» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1940, ГРМ), «Александр Блок в рабочем пикете» (1964, ГРМ), «Аппассионата (Современники — строители коммунизма)» (1967, ХФ РСФСР). ***
«Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью» — так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести «Мой творческий путь». И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.
Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе.
В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом.
В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции.
После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.
Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин, формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника («Шахи-Зинда», «У источника. Самарканд», «Продавец воды», «Бессонница», «Афрасиаб», все 1921).
Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с «гущей народной». Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. — «Девушка в футболке» (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом «в труде, в подвиге», «в торжестве достигнутого», выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умением выявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом «духа времени», а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.
Образ современника — молодого созидателя здоровой жизни — необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвалова «физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни…». Достаточно вспомнить его договорную картину «Военизированный комсомол» (1932-33), серии работ, графических и живописных: «Физкультурницы» (1935), «Метростроевки» (1934-37).
В 1937 г. работа «Девушка в футболке» была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. «История одного города» была встречена и соотечественниками почти восторженно.
Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: «Шедевр полиграфического искусства» (газета «Вечерний Ленинград»). Книгой и книжной графикой Самохвалов занимался с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательством «Радуга» и Детгизом. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок «Ночные страхи» (1927, текст Н. Н. Асеева), «Водолазная база» (1928), «Мстительный Худжар» (1929).
С середины 1930-х гг. художника приглашают работать в театры. Он оформляет спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссер О. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского и «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград) и др.
В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены, пишет картину «В филармонии» (1956), пейзажи, среди которых особой лиричностью отличается небольшой холст «Аллея Керн», решенный в изысканной сине-зеленой гамме, пронизанный поэтическим лунным светом.
По-разному критики, современники оценивали и воспринимали творчество художника. Хотя и для почитателей его таланта, и для не приемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического «рая». При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.

Меню