Биографии

Щедрин Семен Федорович(1745—1804)


Русский художник. Родоначальник русской русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в Академии художеств.

Родоначальник русской русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в АХ, Сем. Ф. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы. Щедрин был сыном солдата лейб-гвардии Преображенского полка. В 1759 г. поступил в АХ, в 1765 г. получил золотую медаль и уехал пенсионером за границу - сначала в Париж, потом в Рим. В Париже он копировал и изучал чужие произведения, много писал с натуры - вероятно, под влиянием просветительской идеи искать красоту не только в классических образцах, но и в окружающей действительности. В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных "поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года. Вернувшись в Петербург в 1776 г., он стал руководить классом ландшафтной живописи в АХ и, кроме того, при "Кабинете Её Величества" Екатерины II писал виды пригородных дворцов и парков. С 1780-х гг. Щедрин занимался еще и реставрацией картин в Эрмитаже, а в 1799 г. дополнительно возглавил новый, гравировально-ландшафтный класс в АХ. Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: "кулисы"-деревья — на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы — на втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм. Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.

Название : Вид в усадьбе П.Г. Демидова «Сиворцы» под Петербургом

Год создания : 1792

Материал : Холст, масло

Размер : 100 х 124

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Вид в Павловске с большим дворцом, мостиком с кентаврами и каскадом

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»

Название : Пейзаж в окрестностях Петербурга

Материал : Холст, масло

Размер : 79 х 107

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной

Год создания : 1804

Материал : Холст, масло

Размер : 56 х 71,5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Вид на Каменноостровский дворец через Большую Невку со стороны Строгановской набережной

Год создания : 1803

Материал : Холст, масло

Размер : 56 х 72

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Мельница и башня Пиль в Павловске

Год создания : 1792

Материал : Холст, масло

Размер : 53,3 х 78

Собрание : Самарский художественный музей

Название : Вид в Павловске на долину Славянки и большой каскад

Год создания : 1801

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»

Название : Автопортрет

Год создания : 1780-е

Материал : Холст, масло

Размер : 79,5 x 62,5

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Полдень

Год создания : 1778 (?)

Материал : Холст, масло

Размер : 108 x 89

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля

Год создания : 1799—1801

Материал : Холст, масло

Размер : 256 x 204

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова

Год создания : 1796

Материал : Холст, масло

Размер : 72 x 97

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Вид в окрестностях Старой Руссы

Год создания : 1803

Материал : Холст, масло

Размер : 78 x 103

Собрание : Государственный Русский музей

Название : В Царкосельском парке

Материал : Холст, масло

Размер : 91 x 126

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Пейзаж с коровами

Материал : Холст, масло

Размер : 81,3 х 57,7

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: