Русский художник. Живописец-импрессионист.
(1 января 1867 г.Петровск Саратовской губ. — 27 ноября 1926 Москва)
Рожденная на бытовом уровне (или трансформированная из иностранного языка) максима: «Кто умеет работать — работает, кто не умеет работать — учит, как надо работать» — конечно, имеет много исключений. Деятельность Дмитрия Анфимовича Щербиновского — тому пример. Свою жизнь он посвятил обучению молодых дарований, хотя, по мнению всех знакомых с талантом молодого художника, из него со временем мог бы получиться замечательный и очень сильный мастер.
Именно так думал В. Поленов, когда, просмотрев самостоятельные работы молодого юриста, настоятельно рекомендовал ему поступить в Академию художеств. Выдающийся педагог П. Чистяков и выдающийся живописец И. Репин выделяли талантливого ученика Д. Щербиновского среди других своих студентов. Да и картины художника подтверждают эти высокие мнения. После окончания Академии в качестве пенсионера ее в Париже Д. Щербиновский пропускает через себя творчество импрессионистов, становясь автором своих самобытных живописных произведений. Его полотна несут утонченные оттенки состояния природы и человека, они наполнены солнцем, светом, тихой лиричностью. Став преподавателем фигурного класса в Строгановском училище, он разработал свою систему обучения учеников рисунку. Десятки художников с исключительным почтением вспоминают своего учителя, настоятельно внедрявшего безукоризненность академического рисунка с обязательной практикой быстрых набросков с натуры.
Что же касается утверждения «Кто умеет…», то, пожалуй, нет таких весов, которые позволили бы различить степень таланта большого работника и большого учителя. Нормальному обществу нужны и те, и другие. Дмитрию Анфимовичу Щербиновскому выпал самый тяжелый жребий, из тех, которые когда-либо доставались художникам. Талант его сформировался очень рано, в какой-то опре¬деленный момент он, способный студент, обласканный именитыми учителями, не смог в очередной раз удивить своих поклонников. Разочарование было таким же сильным, как и предшествующее ему восхищение; за ним последовало полное забвение живописца.
Родился Митенька Щербиновский в небольшом городе Петровске Саратовской губернии в 1867 году. С ранних лет его привлекала живопись. Поступив в 1885 году на юридический факультет Московского университета, он сразу же познакомился с ведущими московскими художниками, привлекая их своей образованностью, остроумием, а также смелыми взглядами на искусство. Уже тогда будущий живописец сблизился с А.Е. Архиповым, СВ. Ивановым, К.А. Коровиным, А.М. Васнецовым и юным И.Э.Грабарем, который впоследствии скажет, что эта встреча была решающей в его выборе профессии. В нем души не чаяли В.И. Суриков и В.Д. Поленов, бывшие тогда самыми популярными фигурами на московском художественном небосклоне. Щербиновский был частым гостем на поленовских рисовальных вечерах. Именно Поленов привил молодому художнику любовь к западноевропейской живописи, значительно повлиявшей на сложение его художественного языка, и заставил после окончания университета ехать в Петербург, в Академию художеств.
Поступив в Академию, Щербиновский становится всеобщим любимцем и самым блестящим студентом 1890-х годов. Особенно его отличал П.П. Чистяков, систему которого начинающий художник постиг в малейших деталях и впоследствии очень успешно использовал в своей педагогической деятельности. Вскоре молодой живописец был переведен в мастерскую И.Е. Репина, также выделявшего его среди учеников. И после завершения учебы он едет в Париж, «напутствуемый всеобщим благожелательством», как писал в своих воспоминаниях И.Э. Грабарь. В 1897-1900 годах работает в Академии Р. Жюльена. Никто не сомневался, что его ожидает блестящее будущее. Но из поездки художник не привез ничего такого, что было бы лучше сделанного им раньше. Щербиновский по-прежнему писал размашистым импульсивным мазком в импрессионистической манере, его парижские этюды были такими же солнечными и цветистыми, как и те, которые он привозил в студенческие годы из своего родного Петровска и Саратова. Тем не менее, то, что было смелым в 1880-е годы, в начале 1900-х оказалось пройденным этапом. После выставки 1902 года, сильно разочаровавшей почитателей таланта художника, он практически перестает выставляться и посвящает себя педагогической деятельности. Щербиновский преподавал в школе-мастерской М.К. Тенишевой, в Строгановском училище, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, с 1918 года — в Государственных свободных художественных мастерских, и за почти 30-летнюю свою службу воспитал целую плеяду прекрасных художников. Среди них можно назвать В.Г. Яковлева, А.В. Шевченко и Б.Д. Григорьева, с благодарностью вспоминавших уроки мастера.
И даже в эти годы Дмитрий Анфимович продолжает заниматься творчеством. В живописи он руководствуется опытом своих французских кумиров — Ш.-Ф. Добиньи, К. Тройона, Л. Луара. Его поздние работы по-прежнему отличаются тонким вкусом, блестящим пониманием колорита, смелостью и свободой манеры. Щербиновский был прекрасным рисовальщиком, умным и наблюдательным; его рисунки и иллюстрации выполнены точной, подвижной линией, подмечающей малейшие нюансы поз и характеров. До конца своей жизни он верил, что его творчество когда-нибудь оценят. И только посмертная выставка, выявившая лишь часть наследия художника, в новом свете открыла его незаурядное дарование. Сейчас произведения Д.А. Щербиновского хранятся во многих российских музеях, в том числе в Третьяковской галерее, в художественных музеях Калуги, Омска, Доме-музее Павла Чистякова, музее-заповеднике В.Д. Поленова.
(автор статьи — И. А. Колобухова, Новости Радищевского музея)
Возвратившись в 1900 году Санкт-Петербург преподавал в студии княгини М. К. Тенишевой, с 1904 вместе с К. К. Первухиным в Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище (с 1918 года Первые Свободные государственные художественные мастерские)[8].