Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с 1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.
Родился в Петербурге. Отец Александр Николаевич был композитором и музыкальным критиком, мать Валентина Семёновна играла на фортепиано. Родители Серова относились к числу самых просвещённых людей российского общества.
На их квартире всегда было многолюдно и шумно, там собирались лучшие представители художественного мира Петербурга. Заходил туда и молодой Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,….
В 1871 Александр Николаевич скоропостижно скончался. Валентина Семёновна уехала в Мюнхен продолжать свои занятия музыкой, Валентин был отправлен в деревню Никольское Смоленской губернии, где была организована община из шести человек. Члены её работали в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте.
В Никольском юного Серова окружала русская природа и он много рисовал.
Через год община развалилась, и Серова отправили к матери в Мюнхен. Валентина Семёновна обратила внимание на способности сына к рисованию и специально поехала в Париж к хорошо знакомому ей Репину Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, чтобы тот давал сыну уроки живописи.
Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… с удовольствием взялся за обучение мальчика. На уроках живописи он обычно ставил натюрморты, а для рисунка — гипсы. “Он с таким самозабвением впивался в свою работу, — вспоминал Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, — что я заставлял его иногда оставить её и освежиться на балконе перед моим большим окном. Были две совершенно разные фигуры того же мальчика. Когда он выскакивал на воздух и начинал прыгать на ветерке — там был ребенок; в мастерской он казался старше лет на десять, глядел серьёзно и взмахивал карандашом решительно и смело. Особенно не по-детски он взялся за схватывание характера энергичными чертами, когда я указал ему их на гипсовой маске. Его беспощадность в ломке не совсем верных, законченных уже им деталей приводила меня в восхищение: я любовался зарождающимся Геркулесом в искусстве”.
Валентина Семёновна мало уделяла мальчику времени, проводя все вечера в театре или на концертах. Валентин говорил: » Опять ты идёшь на свою проклятую музыку». Оставаясь по вечерам дома один, мальчик рисовал. Он стал совсем диким без общества сверстников, у него появилась манера смотреть исподлобья, которая осталась с ним на всю жизнь.
Валентин хорошо говорил, бегло читал и писал по-французски, однако с русской грамматикой и прочими предметами у него дело обстояло хуже. Пора было подумать об образовании мальчика, и Валентина Семёновна договорилась со студенткой Даниловой, что та будет заниматься с ним. Ему несколько раз в неделю приходилось ездить на дилижансе через весь город на уроки в Латинский квартал, где та жила.
В 1875 Валентина Семёновна с сыном приехали в Россию. Лето они провели в усадьбе С. И. Мамонтова, в Абрамцеве.
В Абрамцеве всегда гостило много творческих людей, было шумно, весело. В то лето Серов мало рисует. Всё время проходит в играх с другими детьми, в веселье и шалостях.
Осенью Серов заболел, и мать для укрепления его здоровья приняла решение ехать на юг. Они перебрались в Киев, где в то время жил Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,….
Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… с женой были очень рады вновь увидеться с Серовым, возобновились занятия рисованием. Вскоре по инициативе Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… мальчик и вовсе переехал к нему жить.
В 1880 году Серов вместе с Репиным Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… едут в Запорожье для сбора материала к картине Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», они вместе пишут этюды. Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… учил своего подопечного методом параллельной работы с учителем: Серов обычно писал то же, что и его учитель, который личным примером вдохновлял ученика.
По возвращении с юга мастерство юноши возросло. Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… возобновляет работу над своей картиной “Крестный ход в Курской губернии”, а Серов пишет с натуры. Серов написал мастерский этюд с горбуна — того, который позировал Репину для “Крестного хода”, и Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… сказал ему: “Ну, Антон (близкие называли Валентина Антоном), пора поступать в Академию”. Несмотря на то, что Серову было только шестнадцать лет, после экзаменов он был зачислен в Академию. Там он учился у П.П. Чистякова. О чистяковском методе преподавания сохранилось много воспоминаний. Сперва он доказывал новичку, что тот ничего не умеет и начинать ему следует заново с азов. Это называлось «сбить спесь». П.П. Чистяков говорил: «Ученики что котята, брошенные в воду: кто потонет, а кто и выплывет. Выплывают немногие, но уж если выплывут — живучи будут».
О Серове П.П. Чистяков, по свидетельству Репина Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, отзывался очень лестно: “…ещё не встречал в другом человеке такой меры всестороннего художественного постижения в искусстве, какая отпущена была природой Серову. И рисунок, и колорит, и светотень и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени”.
Однако в 1885 году Серов оставил Академию. В 1886 и 1887 годах он пишет два портрета, принёсших ему славу—»Девочка с персиками»—портрет Веры Мамонтовой в Абрамцево, и портрет М. Симонович — «Девушка, освещённая солнцем». “Все, чего я добивался, — писал Серов о своих работах, — это — свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах”. Добиваясь “свежести живописи при полной законченности”, Серов замучил многодневными сеансами и Веру Мамонтову и свою двоюродную сестру М. Я. Симонович, и цели своей он достиг: оба портрета стали вершиной русской портретной живописи. Сам художник считал, что «Верушку портретом как-то не назовёшь». «И самому чудно, что я это сделал,— говорил Серов,— до того на меня не похоже. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет, да малость спятишь. А то ничего не выйдет».
В 1888 году Серов женился, и молодожёны совершили поездку в Париж. По возвращении в Москву Серов жил и работал в мастерской С.И. Мамонтова. У Мамонтова уже жили многие талантливые, но материально необеспеченные художники, такие как Врубель и К. Коровин. В течении дня художники много работали, а по вечерам проводили время за беседами и вином.
Серов написал множество портретов творческих людей. Ему позировал даже популярнейший в то время певец Мазини. Серов не шёл на компромисс с заказчиками и никогда не учитывал их пожелания к портрету, полагаясь только на своё художественное чутьё. Он иногда даже отказывался писать портрет, если модель его не вдохновляла.
С 1894 года Серов стал членом товарищества передвижных художественных выставок, а с 1897 по 1909 годы художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были И. Машков, П. В. Кузнецов, Н. П. Крымов, К. С. Петров-Водкин, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов.
Помимо портретов, Серов писал и исторические картины. Пример этому «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Серов увлекался историей России, особенно его привлекала петровская эпоха. Он часто бывал в Петергофе. В 1907 появляется картина «Пётр Великий в Петербурге на стройке». Он создаёт необычный образ Петра: у него непропорционально маленькая головка и длинное нескладное тело, но при этом в нём чувствуется несгибаемая воля, ведущая великого русского монарха к великим реформам и свершениям.
В 1905 Серов пишет портрет актрисы Ермоловой. В этой работе отброшено всё лишнее, проведён тщательный художественный отбор. Подчас портреты давались художнику мучительно. Дело было не в том, что Серов не мог уловить сходство, нет, с этим у него как раз проблем никогда не было, он стремился к идеальному композиционному решению. Иногда он мучил свою модель, заставляя позировать по несколько десятков сеансов. Несмотря на это, портреты Серова всегда дышат свежестью, будто написаны на одном дыхании.
С 1895 до конца жизни Серов работал над громадной (более 150 листов) серией иллюстраций к басням И. А. Крылова. Для “Русских сезонов” он создал афишу — лист с изображением танцующей А. П. Павловой. Работал над декорациями к постановке оперы своего отца А. Серова “Юдифь” (1907) в Мариинском театре, к балету “Шехерезада” (1911) на музыку Н. Римского-Корсакова для “Русских сезонов” в Париже.
В 1904 и Серов ездил в Италию и в Грецию, откуда вернулся, вдохновлённый образами античности. Появляется “Похищении Европы” (1910), где иллюстрируется античный миф о похищении Европы — дочери финикийского царя — богом Зевсом, превратившимся для этого в быка.
В 1910 Серов написал портрет парижской балерины Иды Рубинштейн. Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… вспоминал: «По мановению маленькой ручки Серова рабочие мигом поставили ящик… открыли крышку, и, как Венера из раковины, предстала «Ида Рубинштейн». Мне показалось, что потолок нашего павильона обрушился на меня и придавил к земле. Я стоял с языком, прилипнувшем к гортани.
—Чья это работа? Кто это?
—Да я же, портрет Иды Рубинштейн.
—Знаешь,—продолжал я как во сне,—если бы я не видел сейчас тебя и не слышал ясного твоего голоса, я бы не поверил…»
Дальше Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,… продолжает:»Всё стоял передо мной этот слабый холст большого художника. Что это? Гальванизированный труп? Какой жёсткий рисунок: сухой, безжизненный, неестественный; какая скверная линия спины… вытянутая рука, страдающая—совсем из другой оперы голова. Труп, да, это гальванизированный труп!»
В 1911 Серов поехал в Рим, где проходили выставки русских художников. Работы Серова были признаны лучшими. Художник полон творческих замыслов и находится в расцвете творческих сил, но внезапно умирает от сердечного приступа.