Шабунин Николай Авенирович(1866—1907)

Русский художник. Живописец. 

Николай Шабунин — сын священника из Мезенского уезда Архангельской губернии, родился 6 апреля 1866 года, поступил по экзамену в 1886 году вольнослушателем в Академию Художеств; затем принят учеником мастерской профессора И.Е. Репина; конкурировал на звание художника в 1898 году, удостоен этого звания. Два великих имени — Суворов и Репин — освятили его жизнь на долгие годы.

Суворовские места и легендарного полководца художник Николай Шабунин (1866-1907) много и успешно рисовал, а в мастерской И.Е. Репина окончательно утвердился в своем искусстве. Интерес к суворовской теме, возник у него не случайно. В те годы в Петербурге создавался (при поддержке государства и на народные пожертвования) мемориальный Музей Суворова. И Шабунин принял активнейшее участие в этой всенародной патриотической акции. Он неоднократно посещает суворовские места в Новгородской губернии, пишет этюды здешних окрестностей, крестьян и самого полководца, создает серию картин на темы жизни А.В. Суворова в Кончанском. Уже по двум картинам из этого цикла — «Вид усадьбы Суворова в селе Кончанском» (1900) и «Светелка на горе Дубиха» (1900-1907) — можно судить о таланте художника. Обе отличаются продуманной композицией, тонким колоритом и реализмом. Но самой известной работой Николая Шабунина является, конечно, историческое полотно «Отъезд Суворова из села Кончанского в 1799 году» (1903). 

Именно по ее оригиналу М.И. Зощенко (отец будущего писателя) и создал известную мозаику, которая украсила фасад Суворовского музея. Примечательно, что на торжественном открытии музея Шабунина представили лично императору Николаю II, а это, пожалуй, почиталось повыше любого ордена. Впрочем, за эту картину Николай Авенирович был награжден и орденом Станислава 3-й степени, и медалью на Всемирной выставке.

С того же времени Шабунин начал свои ежегодные художественные поездки на Север. Северу, его суровым тундрам он посвятил затем свои лучшие годы, и не только в своих художественных работах, но даже и в рефератах, старался охарактеризовать первобытный склад жизни русских и инородцев, зарисовать и снять памятники церковной старины, утвари и записать характерные бытовые черты отдалённых северных захолустьев. Милый его сердцу Север, речные просторы Мезени, родная Юрома неудержимо влекли художника. «Шабунин беззаветно любил свой угрюмый край, ежегодно туда возвращался, — писал о нем академик Н.И. Кондаков в 1908 году, — и, приезжая в Петербург, привозил целую выставку этюдов, больших рисунков с любопытными эскизами деревянных церквей, погребенных под снегом кладбищ, необыкновенно декоративных этюдов и набросков своеобразной жизни, обычаев и обрядов северных инородцев».

К сожалению, большинство северных картин Шабунина не сохранилось. В фондах областного музея изобразительных искусств есть шесть его этюдов, но лишь один из них — большая графическая работа «По Мезени», выполненная в смешанном стиле (акварель, карандаш, уголь), — касается Севера. Она передана из Русского музея в 1991 году, порядком обветшала и нуждается в реставрации, но любовь художника к Северу замечается в каждой линии.

Кроме этюдов, Николай Авенирович привозил в столицу женскую и церковную одежду, украшения, редкие фотографии родной старины и путевые заметки, этнографические рефераты, некоторые из них приобрел у него Этнографический Музей Академии наук. В книжке «Северный край и его жизнь», которая вся пронизана любовью к малой родине, Николай Авенирович зорко подметил и с грустью написал, как «во всем замечается наклонность к сокрушению и уничтожению старины, всего того, что было когда-то заветным, дорогим и священным, к чему с благоговением относились и что чтили». Сказано век назад, а читается, будто это написано о наших днях. Шабунин прожил короткую жизнь. В последней поездке на Мезень, зимой 1907 года, он простудился и умер в возрасте 40 лет. Многие задумки и почти готовые этюды талантливого художника-земляка оказались неоконченными и забытыми. Так он задумывал издавать описание Мезенского края, но не успел. Но и того, что он успел сделать, хватило бы на долгую жизнь.

По его картине создано панно, которое украшает фасад музея Суворова в С.-Петербурге. В Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» города Архангельска имеется пять этюдов этого живописца.

На сайте Кунсткамеры, музея антропологии и этнографии РАН, размещена коллекция фотографий, сделанных в начале прошлого века в Мезени и в мезенских деревнях Николаем Авенировичем Шабуниным. 

Материалы о художнике предоставлены Анной и Сергеем Крючковыми (г. Мезень).

ИСТОЧНИКИ:

Антипин, А. Певец угрюмого края / А. Антипин // Север.- 2007.- 20 апреля.

Кондаков, Н. А. Николай Шабунин / Н. А. Кондаков // Сборник Отделения русского языка и словесности императорской академии наук: Том LXXIV, №1.- Санкт-Петербург: Типография Типография императорской академии наук, 1908.

СОЧИНЕНИЯ:

Шабунин, Н. А. Северный край и его жизнь: путевые заметки и впечатления по северной части Архангельской губернии / Н. А. Шабунин // Сборник Отделения русского языка и словесности императорской академии наук: Том LXXIV, №1.- Санкт-Петербург: Типография Типография императорской академии наук, 1908.

Меню