Русский живописец. Художник-мозаичист, основатель мозаичной мастерской в России.
В 1851 г. получил от Академии Художеств звание неклассного художника по живописи исторической и портретной за картину «Итальянка». Был отправлен в Италию для изучения мозаического искусства. (Кондаков)
Русский живописец. Художник-мозаичист, основатель мозаичной мастерской в России.
Сын крестьянина села Николаевки, Кременчугского уезда, Полтавской губернии, родился в 1817 г. В 1831 г., будучи 14 лет, он был отправлен в Италию, где в течение 4 лет, под руководством профессоров Рафаэля Даурия и нашего знаменитого живописца А. А. Иванова, он изучал живопись и итальянскую литературу.
Общество поощрения художников, по ходатайству гр. Матушевича, полномочного министра при Неаполитанском дворе, избрало его своим пансионером на два года. При такой поддержке Ш. писал скачала копии, например, с картона П. Перуджино — «Богоматерь с предвечным младенцем», Рафаэля — «Преображение Господне» и «Коронование Божией матери», Гвидо Рени — «Лукреция Римлянка» и др., а затем картины своей композиции, напр., «Римская зима», «Римская девушка» и другие. Подобные работы его не раз появлялись на выставках в Риме. В 1845 г.
Император Николай Павлович посетил Рим. Вид превосходных мозаичных работ, украшавших стены знаменитого храма Св. Петра, подал государю мысль украсить мозаиками Исаакиевский собор. По Высочайшему повелению в 1846 году под руководством известного римского мозаичиста Барбери, открыт был в Риме класс для изучения мозаики русскими художниками. Ш. по воле Императора Николая I-го, как пенсионер академии, в четыре года, в студии Барбери, совместно со своими товарищами Раевым и Федоровым исполнил прекрасную мозаичную копию с находящегося в одной из капелл Ватикана изображения св. Николая в Бари (этот образ теперь находится в часовне на Николаевском мосту в Петербурге) и две копии с древнего пола, открытого в Отриколи.
В июле 1851 года римская студия была закрыта, а русские художники, в том числе и Шаповалов, — с начатыми и оконченными работами были отправлены в Россию. С прибытием их, 21-го ноября 1851 года Высочайше утверждено было положение Императорского мозаичного заведения.
Таким образом Шаповалов и его товарищи — Раев и Федоров положили прочное основание дальнейшему развитию мозаичного дела в России. В том же году Академия Художеств (27-го сентября 1851 г.) возвела Ш. в звание художника исторической и портретной живописи за картину «Итальянка».
Из мозаик его известны образа св. евангелиста Иоанна, Александра Невского (с оригинала профессора Брюллова), св. угодников на Афонской горе (12 образов) — для Исаакиевского собора, маски во фризе фасада здания мозаичного отделения и др. Под его руководством изучали мозаичное искусство Лебедев, Попов, Щетинин, Бурухин, Хмелевский и др., которые возвели русское мозаичное дело на высокую степень совершенства.
а Парижской Всемирной выставке 1867 г. главная награда за мозаику — золотая медаль — присуждена была русскому мозаичному отделению.
Скончался И. С. Шаповалов в с. Дувани, Златоустовского уезда, Уфимской губ. 4-го ноября 1890 г.