Шебуев Василий Козьмич(1777—1855)

Выдающийся представитель русского классицизма, исторический живописец, портретист, ректор живописи и ваяния в Академии Художеств.

С детских лет судьба живописца В. К. Шебуева целиком связана с Петербургской Академией Художеств. Академия, основанная императрицей Екатериной II, представляло собой в то время закрытое воспитательное учреждение, где наряду с профессиональными знаниями ученики получали всестороннее и в том числе нравственное воспитание. В Академии стремились воспитать истинных патриотов своего Отечества и мастеров своего дела. Художники, скульпторы, мастера исторической живописи занимали очень значительное место в жизни государства, поэтому русская императрица многое делала для того, чтобы они получили достойное образование и воспитание.
 Уже в девять лет Шебуев в Академии на хорошем счету, получает блестящие оценки. Среди его учителей  И. А. Акимов Акимов Иван Акимович [1754—1814] Русский живописец, яркий представитель классицизма. Мастер исторической картины. Учился в Академии художеств у Лосенко. Академик, преподаватель, в 1796—1800 директор Академии художеств. Первый историограф русского искусства…. и Г. И. Угрюмов Угрюмов Григорий Иванович [1764—1823] Русский художник. Живописец. Преподавал в АХ с 1791 года. С 1797 года — академик, В 1800 году получил звание профессора. В 1820 стал ректором. Работы художника оказали большое влияние на русскую историческую живопись. Работал также в жанре портрета…., которые дали будущему художнику блестящую школу академического рисунка и живописи.
Окончив Академию с аттестатом первой степени и малой золотой медалью, Шебуев  в 1803 г. отправился в Рим в пенсионерскую поездку, где совершенствовал свое искусство, копируя подлинники и рисуя в анатомических театрах. К римскому периоду относится работа «Гадание. АвтопортретГадание. Автопортрет. 1805—1807Холст, масло, 91,5 х 73,5Государственная Третьяковская галерея» (1805-1807), занимающая особое место в творчестве художника. В этой картине чувствуется радость жизни, уверенность молодого художника в своих силах и прослеживаются нотки  романтизма, набирающего силу как художественное направление в начале XIX в. До конца жизни Шебуев хранил этот автопортрет у себя.
В 1806 г. Шебуев вместе с другими пенсионерами был отозван домой в связи со строительством Казанского собора в Петербурге, который стал своеобразным пантеоном славы, памятником русскому воинству и одновременно «храмом славы русских художников». Шебуев написал для  Казанского собора ряд живописных работ, в том числе изображения трех святителей — Святого Василия ВеликогоСвятой Василий Великий. 1811Бумага на холсте, масло, 281 x 181Государственный Русский музей, Святого Григория БогословаСвятой Григорий Богослов. 1811Холст, масло, 281 x 181Государственный Русский музей и Иоанна Златоуста.
Шебуев многие годы преподавал в Академии Художеств. Начинал он в звании академика (1807) по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния (с 1832). Шебуев много отдал сил  для подготовки учебных пособий по анатомии («Антропометрия», 1830-31) для учеников АХ, создал эскиз росписи купола конференц-зала Академии («Торжество на Олимпе», 1832; роспись поныне украшает плафон зала); в 1836 г. он исполнил эскизы куполаВидение пророка Иезекииля. Эскиз плафона для церкви Св. Екатерины при ИАХ. 1836Холст, масло, 89 x 82Государственная Третьяковская галерея и иконостаса для Екатерининской церкви в здании Академии. Работал над оформлением дворцовой церкви в Царском Селе (1820-21), Измайловского (1837) и Исаакиевского (1844-48) соборов в Петербурге.
Шебуев много работал в портретном жанре. Его портреты отличаются психологической точностью и стремлением максимально искренне передать их облик. Наиболее известны его портреты «Портрет отставного экспедитора И. В. Швыкина» (1833), «Портрет неизвестной в коричневом платье» (1837), «Портрет жены» (середина 1840-х).
 

Меню