Шубин Федор Иванович(1740—1805)

Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета.

Во второй половине XVIII столетия русская скульптура завоевала виднейшее место среди других видов изобразительного искусства. В предшествующие десятилетия мастера ваяния в значительной степени подчиняли свою деятельность декоративным целям. Теперь положение дела коренным образом изменилось. Содержание пластики приобретает все большую идейную значительность.  Наряду со сложным по теме и ее пластической разработке рельефом широкое развитие приобретают статуя и портретный бюст как самостоятельные виды скульптуры.

Расцвет портретного искусства во второй половине XVIII века был явлением, присущим не только живописи, но и скульптуре.

Говоря о высших достижениях портретного искусства XVIII века, одним из первых следует назвать величайшего русского скульптора-портретиста Федота Ивановича Шубина (1740—1805). В то время как остальные выдающиеся русские скульпторы второй половины XVIII века работали в области портретной скульптуры лишь эпизодически, в творчестве Шубина портрет занимал доминирующее положение.

Шубин родился в семье «черносошного» крестьянина, в рыбацком поселке близ города Холмогор. Занимаясь, как и его односельчане, рыбной ловлей на Белом море, он, видимо, с юных лет овладел традиционным для района Холмогор косторезным мастерством. В 1759 году Шубной (Шубиным он стал именоваться уже после того как стал, учеником Академии) покидает родные места и направляется в Петербург, следуя примеру своего великого земляка и по некоторым сведениям, возможно, родственника Ломоносова. В Петербурге Шубин продолжал работать как резчик по кости и перламутру. Видимо, Ломоносов занялся судьбой будущего скульптора и помог ему: Шубин был определен во дворец истопником, а оттуда письмом куратора Академии художеств Шувалова (с которым Ломоносов был очень близок) его «истребовали» в Академию, где он и проучился с 1761 по 1766 год.

Выходец из среды мастеров народного искусства, Шубин пришел в Академию будучи уже художником; академические же занятия выковали из него замечательного мастера скульптуры. Большая золотая медаль за выполненную в рельефе композицию «Убийство Аскольда и Дира» дала Шубину право на заграничную пенсионерскую поездку. Три года он работал в Париже, затем два года в Риме, в городе, который в эти годы — годы начального становления классицизма, был центром притяжения воспитанников всех национальных академий. Шубину довелось побывать и на раскопках в Помпеях и Геркулануме. В 1773 году он вернулся в Петербург, на возвратном пути пробыв некоторое время в Лондоне.

Еще в период пребывания за границей Шубин исполнил из мрамора погрудный рельефный портрет  И.И. Шувалова (1771, Третьяковская галлерея).

Уже первое произведение Шубина, исполненное после прибытия на родину, — бюст А. М. Голицына (гипс, 1773, Русский музей; мрамор, 1775, Третьяковская галлерея) — показало, какого масштаба художник в лице Шубина вступил в русское искусство. В этом произведении ярко обнаруживалась замечательная одаренность Шубина именно как мастера портрета. Многогранность раскрытия образа человека свидетельствовала, что именно портрет является жанром, в котором Шубину предстояло развернуть свое блестящее дарование.

Не ограничиваясь передачей внешних черт моделей, скульптор становится на путь глубокого проникновения в их внутренний мир. Чувство превосходства над окружающими, пресыщенность жизненными благами, светская изысканность манер и нотки скептицизма в восприятии действительности — о всех этих чертах личности Голицына и говорит шубинский бюст.

Ф.И. Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. известен и как создатель многих бронзовых изваяний. Но полностью выразил он себя именно в работах, выполненных в мраморе. В обработке мрамора Шубин проявлял исключительное мастерство, находя различные, всегда убедительные приемы  для передачи тяжелых  и легких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей причесок и париков и, конечно, прежде всего человеческого лица — мужского или женского, юного или старческого, дряблого, холеного или грубовато-жесткого, — в зависимости от того, какая модель представала перед скульптором. Поражающую жизненную трепетность шубинских образов прекрасно ощущали его современники. Недаром на памятнике, воздвигнутом над могилой мастера, о Шубине говорится:

«И под его рукою мрамор дышит…».

Ф.И. Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. был мастером именно бюста. Никогда не повторяясь в своих решениях, он всякий раз находил и своеобразную композицию и особый ритмический рисунок, идущий не от внешнего приема, а от содержания изображаемого человека. С тонким искусством развертывает Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. свои образы в пространстве, как бы приглашая зрителя обойти бюст кругом и с каждой новой точки зрения воспринять все новые черты внешнего и внутреннего облика модели.
Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. работает много и быстро, никогда не повторяясь и не впадая в шаблон. Психологическая проницательность Шубина с особенной силой раскрылась в работах последнего периода. С увлечением лепит он портрет своего великого земляка Ломоносова (1792), подчеркивая в его облике черты бесстрашного пытливого ума, энергии, душевной широты. Скульптор далек в этом произведении от какой-либо парадности и официозности. Образ Ломоносова глубоко демократичен.
Необычайно выразителен по остроте и беспощадности характеристики созданный скульптором в 1798 г. бюст А.А. Безбородко, секретаря Екатерины II, человека умного, властного, жестокого и сластолюбивого.
Напряженно работая над портретами, Шубин находил время и для монументально-декоративной скульптуры. В 1774-1775 гг. для Чесменского дворца под Петербургом он выполнил 58 мраморных медальонов с изображениями русских князей и царей, затем создает несколько аллегорических статуй и рельефов для строившегося в Петербурге Мраморного дворца. Позднее Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. участвует в украшении Троицкого собора Александро-Невской лавры, а в 1789-1790 гг. исполняет для Таврического дворца парадную статую Екатерины II – законодательницы.
Творчество Ф.И. Шубина Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. – одна из вершин русской и мировой реалистической скульптуры. Его лучшие традиции были восприняты целой плеядой крупнейших русских мастеров – Козловским, Мартосом и скульпторами XIX века. Ф.И. Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. родился в Архангельской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор. Отец его, Иван Афанасьевич Шубной, свободный крестьянин, знал грамоту и был первым учителем М. В. Ломоносова. В семье Шубиных занимались рыбным промыслом, хлебопашеством, резьбой по кости и перламутру.
Зимой 1759 года, после смерти отца, Федот Шубной по примеру своего великого земляка отправился с рыбным обозом в столицу. Два года юноша резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в Петербурге.
В ноябре 1761 года, покровительствуемый М. В. Ломоносовым и первым попечителем Академии художеств И. И. Шуваловым, Федот Шубной был внесен в списки учеников под именем Федота Шубина Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…..
Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. В июне 1766 года за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства.
Академические работы Шубина Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…., к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Там их опекал русский посол Д. А. Голицын, человек просвещенный и передовой, меценат, большой знаток искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубина Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. определили в мастерскую к скульптору Ж.Б. Пигалю, известному не только как создатель аллегорических и мифологических композиций, но и как автор ряда реалистических портретных бюстов. Работая у него, Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. копирует произведения современных французских скульпторов и античные статуи, лепит барельефы с картин Рафаэля и Пуссена. Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Вечерами Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. посещал натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывал в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. «… Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума», — писал он в Петербург.
После трехлетнего пребывания в Париже, в конце 1770 года Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. с разрешения Академии едет в Рим. В следующем году он создает портреты И. И. Шувалова (1771, ГТГ) и его племянника Ф.Н. Голицына (1771, ГТГ). Удачным оказался и мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры. Тогда же фавориты императрицы — Алексей и Федор Орловы — заказывают Шубину Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. свои портреты. Эти произведения отличаются особой сдержанностью и реалистическими тенденциями в трактовке образов.
В 1772 году Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Летом 1773 года, перед возвращением в Петербург, Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. вместе с Демидовыми совершил еще одно путешествие — в Лондон.
Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А.М. ГолицынаПортрет А. М. Голицына. 1775Мрамор, 69 х 58 х 40Государственная Третьяковская галерея, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). Облик образованного вельможи, в котором тонкий ум сочетается со светской изысканностью, а чувство превосходства над окружающими с усталостью стареющего человека, показан проникновенно и выразительно. Великолепно передано струящееся движение складок одежды, которые будто повинуются поворчу головы и плеч и в то же время оттеняют его. Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Эта работа заслужила похвалу Фальконе.
4 сентября 1774 года Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. за портретный бюст императрицы. Такое исключение стало возможным потому, что было известно о благоволении к скульптору и придворной знати и самой Екатерины II.
В 70-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро: не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Однако неистощимая наблюдательность и проницательность помогли скульптору не повторяться, находить новые решения, идущие не от внешних признаков, а от внутреннего содержания модели. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной(середина 1770-х, ГТГ) проскальзывают холодность, властность и высокомерие; знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777, ГРМ) изображен в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Более того — скульптор сумел выявить в нем черты сильной и значительной натуры.
Совсем иной характер раскрыт в портрете В. Г. Орлова (1778, ГТГ). Аристократическая осанка, пышная драпировка — вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Тупое, наглое лицо бездарного человека, возглавившего Академию наук исключительно благодаря родственным связям, запечатлено с беспощадной правдивостью.
Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И. С. Барышникова (1778, ГТГ). В этом представителе нарождающейся буржуазии Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. видит умного и расчетливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты.
Взволнованностью, романтическим настроением поражает портрет статс-секретаря Екатерины II П. В. Завадского (середина 1770-х,. ГТГ). Такому восприятию образа способствует и пластическая трактовка формы — темпераментная быстрая лепка.
Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека — «Портрет неизвестного»(середина 1770-х, ГТГ). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого.
В середине 70-х годов (1774—1775) Шубиным Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. был выполнен большой, весьма своеобразный цикл исторических портретов. Это— пятьдесят восемь мраморных рельефных бюстов, сделанных для Чесменского дворца, строившегося архитектором Фельтеном в окрестностях Петербурга в ознаменование одной из выдающихся побед русского флота. Позднее рельефы были переданы в Оружейную палату Московского Кремля. Серия заключенных в овалы изображений представляет собой галлерею великих князей, парей и императоров, начиная от легендарного Рюрика и кончая Елизаветой Петровной. Наименее интересны портреты правителей из дома Романовых; здесь скульптор был связан официальными иконографическими материалами. В большинстве же своих «исторических портретов» Ф.И. Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. свободно следовал за своей творческой фантазией, трактуя создаваемые им образы как образы в первую очередь воинов. Именно так показаны Александр Невский, Дмитрий Донской, Мстислав Удалой, Иван Грозный и многие другие. Уроженец побережья Белого моря, где в течение столетий бытовали созданные народом былины, где с детства художник был окружен образами, порожденными поэтическим и изобразительным фольклором, Шубин Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. представил этих князей и царей богатырями древних сказаний, сильными, крепкими, бородатыми, похожими на тех простых, мужественных людей, среди которых провел свои юные годы сам художник.

Произведения эти исполнены в приемах, приближающихся к технике декоративной скульптуры, что вполне естественно для работ, являющихся частью большого архитектурно-скульптурного комплекса и рассчитанных на рассмотрение издали.
В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту П. М. Голицыну. Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандорыдля большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже.
Из портретных работ 80-х годов заслуживают внимание бюсты П. Б. Шереметева (1783, Кусково), генерала И. И. Михельсона (1785, ГРМ), медальон с профильным изображением Екатерины II и ее скульптурный бюст (1783, ГРМ).
Обособленно стоит в творчестве Шубина Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. статуя «Екатерина II — законодательница» (1789—1790, ГРМ). Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром».
Со временем интерес к Шубину Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. угасает. Выполненные без прикрас, портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к Г. А. Потемкину, и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И. И. Бецким о зачислении Шубина Шубин Федор Иванович [1740—1805] Крупнейший русский скульптор, мастер скульптурного портрета…. на должность адъюнкт профессора в скульптурный класс. От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. Оба письма остаются без ответа. Тогда в 1792 году Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи…» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Но Шубин не перестает работать. Произведения, относящиеся к 1790-м годам, свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов(1791, ГРМ), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), пустой, самовлюбленный красавец Платон Зубов (1796, ГТГ), педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), тупой и чванливый петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792, ГРМ) и др.
В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М. В. Ломоносова(ГРМ). В отличие от других, этот портрет глубоко демократичен, прост но композиции и трактовке формы, насыщен глубокой интеллектуальностью. и нем нет никаких элементов парадности и официальности.
Шедевром портретного искусства является бюст Павла I(1797, мрамор, ГРМ). Шубин раскрывает в нем всю сложность образа:
надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась.
С каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. В 1797 г. он обращается за помощью к Павлу, а через год подает прошение Академии с просьбой «не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами». Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 году сгорели его дом и мастерская с работами, которые там находились.

По возвращении из-за границы Шубин в течение короткого времени был признанной художественной величиной. Но жизненная правдивость создававшихся им образов не позволила скульптору долго удерживать это положение в помещичье-крепостническом обществе. Уже в 1789 году скульптор вынужден был писать президенту Академии художеств: «… воистину не имею чем содержаться… будучи без жалованья и без работы…». Последний период жизни и творческой деятельности Шубина прошел в обстановке острой материальной нужды и очень ощутимых ударов по его чувству собственного достоинства.

Всепобеждающая сила таланта, захватывающая жизненность созданных образов, ярко выраженный новаторский характер деятельности Шубина, с такой убедительностью обнаруживаемая исторически прогрессивная идейная основа, питавшая его творчество, позволяют отнести произведения великого русского скульптора к числу высочайших достижений русской художественной культуры XVIII столетия.

 

Меню