Биографии

Шварц Вячеслав Григорьевич(1838—1869)


Русский художник-реалист, создатель национальной школы историко-бытового жанра в живописи. Академик АХ (с 1865). Член Императорской Археологической комиссии. В 1868 был избран предводителем дворянства Щигровского уезда (на период с 1868 по 1871) и гласным Курского земского собрания. 

В. Г. Шварц родился в семье генерала, участника Отечественной войны 1812 г. Раннее детство провел на Кавказе, где служил отец. В 1853-59 г. учился в Царскосельском лицее. Рисунок там преподавали академические художники, и Шварц, наделенный способностями к рисованию, получил у них первые серьезные навыки. По окончании лицея юноша поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета и одновременно начал посещать батальный класс АХ, возглавляемый профессором Б. П. Виллевальде. Позднее он добился перевода в натурный, а затем и в исторический класс, где уже в 1860 г. заслужил вторую серебряную медаль за рисунок "Свидание князя Святослава с императором Иоанном Цимисхием". В 1861 г. художник предпринял поездку в Германию, а вернувшись, в том же году начал работать над созданием картины "Иоанн Грозный у тела убитого им сына". Подготовительный картон, выполненный углем и белилами, был показан на академической выставке 1862 г. Работа имела успех и принесла своему создателю большую серебряную медаль. Интерес зрителей был вызван тем, что Шварц впервые отошел от традиционной трактовки образа грозного царя, пытаясь раскрыть сложную психологическую драму деспотичной и одновременно трагической личности. Впоследствии В. В. Стасов писал, что "подобной великой задачи исторической и психологической не смел и не умел взять ни один наш живописец раньше Шварца". Эта работа положила начало целой серии произведений художника, связанных с сюжетами из эпохи Иоанна Грозного. В частности, он создал небольшую живописную картину "Посол князя Курбского Василий Шибанов перед Иваном Грозным" (1862), выполнил тушью 5 иллюстраций к "Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1862-64) и 4 иллюстрации к роману А. К. Толстого "Князь Серебряный" (1863-65). В 1863 г. Шварц направился в Париж, где занимался в мастерской исторического живописца Ж. Лефевра, а также выполнил живописный вариант своего картона "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1864). Возвратившись в 1864 г. в Россию, художник вновь обратился к излюбленной теме жизни и быта русских царей, в изучении которой опирался на труды историков Н. И. Костомарова и И. Е. Забелина. В кремлевской Оружейной палате он рисовал с натуры утварь, одежду, оружие и предметы обихода XVII столетия. В результате глубокого и кропотливого исследования быта эпохи им были созданы картины "Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)" (1865), "Иностранные посланники в посольском приказе", "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме" (обе 1867) и др. В них сказалось знание историко-бытовых деталей, благодаря которым художнику удалось воссоздать верный типаж, а также атмосферу будничной жизни теремов-дворцов. Особое место в этой серии занимала картина "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче" (1865). Торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. За эту картину Шварц был удостоен звания академика живописи, а также назначен комиссаром Русского отдела на Всемирной выставке 1867 г. в Париже. Работе по отбору и перевозке картин художник отдал немало сил и времени, и во многом благодаря ему Европа впервые увидела произведения представителей русского реалистического искусства: Н. Н. Ге, В. Г. Перова, В. В. Пукирева, К Д. Флавицкого и др. К лучшим работам Шварца этого периода относится полотно "Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче" (1868). В нем художник не только археологически точно изобразил типы, одежды и предметы старины, но и создал изумительно тонкий, поэтичный пейзаж России с необозримыми, теряющимися в легкой дымке заснеженными далями. Проблемы колорита, поиски гармонии человека и природы отразились и в живописном эскизе "Иоанн Грозный на соколиной охоте, встречающий слепых" (1868). За произведения, выставленные на академической выставке 1868 г., Шварц получил звание "почетного вольного общника" АХ. Последнюю зиму своей недолгой жизни художник провел отчасти в Петербурге, отчасти на родине - в Курске, где был избран уездным предводителем дворянства. Серьезно занявшись общественной работой, Шварц, однако, не оставлял творческих замыслов. Задумав написать картину на сюжет из истории Новгорода Великого, времен его борьбы за свою вольницу, художник даже выбрал тип для Марфы-посадницы. Но замыслу не суждено было осуществиться - Шварц скончался от тяжелой болезни почек. 

Название : Плач Ярославны

Год создания : 1866

Материал : Бумага, тушь, перо, белила

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Гонец XVI века

Год создания : 1868

Материал : Дерево, масло

Размер : 21,7 х 16,5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Голова белой лошади

Год создания : 1862

Материал : Холст, масло

Размер : 35,5 х 29,5

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Въезд Шуйского и Делагарди в Москву

Материал : Холст на картоне, масло

Размер : 43 х 52

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Автопортрет

Год создания : До 1869

Материал : Холст, масло

Размер : 16 х 11

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Ярославна

Год создания : 1865—1869

Материал : Офорт

Размер : 38 x 29

Собрание : Национальный художественный музей Молдовы

Название : Обряд поднесения перчатки Ивану Грозному на охоте

Год создания : 1868

Материал : Холст, наклеенный на картон, масло

Размер : 35 x 50

Собрание : Национальный художественный музей Молдовы

Название : Русский посол при дворе римского императора

Год создания : 1866

Материал : Дерево, масло

Размер : 21,6 x 15,6

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Художник на этюдах

Год создания : 1867

Материал : Картон, масло

Размер : 28 x 27

Собрание : Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

Название : Угощение боярина (князь Серебрянный в гостях у боярина Морозова)

Год создания : 1865

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти

Год создания : 1865

Материал : Холст, масло

Размер : 60 x 122

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче

Год создания : 1868

Материал : Холст, масло

Размер : 57 x 79

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Иоанн Грозный у тела убитого сына

Год создания : 1864

Материал : Холст, масло

Размер : 71 x 89

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Патриарх Никон в Новом Иерусалиме

Год создания : 1867

Материал : Дерево, масло

Размер : 21,7 x 16

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)

Год создания : 1865

Материал : Холст, масло

Размер : 26,5 x 33

Собрание : Государственный Русский музей



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: