Шварцман Михаил Матвеевич(1926—1997)

Российский художник-авангардист. Один из лидеров моск. неформального искусства 1950-80-ых. Мистик и философ. Педагог. Автор станковых композиций, соединяющих традиции символизма и кубизма (циклы т.н. живописных и графических «иератур» — «Иература прорыва», 1971 и др.).
Учился в Высшем художественно-промышленном училище (1950 –1956), работал в Комбинате декоративного искусства (1956 –1966). В 1960-е работает в жанре плаката.
Отмечен премиями за плакаты и монументальные фрески.

Михаил Матвеевич Шварцман родился в Москве 4 июня 1926 года в семье предпринимателя-нэпмана. Эпоха нэпа, как известно, закончилась трагически, и Шварцманы вынуждены были постоянно скрываться от преследования советских властей. После того как его отца репрессировали и он погиб в лагере,а мать была сослана в Сибирь, Михаила отправили в интернат, откуда в 1944 году он ушел в армию.

В 1950–56 гг. учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, которое блестяще окончил, став дипломированным художником-монументалистом. В 1956–66 гг. работал на Московском комбинате декоративного искусства. Одновременно как книжный график сотрудничал в издательствах «Московский рабочий», «Советский писатель», «Детская литература», а также в области плаката и промышленной графики в Совэкспорте.

Дружит с И.Кабаковым, поэтами Г. Айги, Г.Сапгиром, А.Крученых, с искусствоведом С.Ямщиковым и коллекционером Г.Костаки.

С 1959 г. начал разрабатывать так называемую систему иератур — знакового выражения отношения человека к «опыту жизни» и «опыту в смерти». Работы Шварцмана выполнены темперой по доске и левкасу в яркой цветовой гамме. Он пытался соблюдать технические каноны древнерусского иконного письма и «иературы» считал «новым воплощением» иконы последних времен: отпечатком «духовного рождения в смерть», своего рода метаархеологией телесной жизни лиц и объектов материального мира. Вслед за художниками авангарда 1920-х годов Шварцман развивает мистически-религиозную традицию русского искусства, соединяет в своих работах приемы кубизма, сюрреализма и архаически-культовой семантики. Соединение фигуративности и абстракции соответствует его внутреннему видению и пониманию мира.

С 1966-го главный художник Специального художественно-конструкторского бюро Легпрома.

Набирает группу молодых художников, мечтая о воплощении своей «иератической концепции» (от др.-греч. hieros — священный) — так называемая школа Шварцмана. Которая занималась дизайном, театральными костюмами и т. п.. Творчество понимается им как молитва делом, как «спонтанное воплощение извечной мечты о магическом Знаке». Создать свою школу в искусстве Шварцману не удается, он остается художником, чье творчество не имеет аналогов в современном ему российском искусстве, но следы воздействия его идей можно проследить в творчестве ряда художников.

В 1970-е о нем появляются публикации за рубежом, на предложения о проведении выставок за границей художник отвечает отказом. Работает в одиночестве, отбрасывая «всякое самоустройство». Не будучи членом Союза художников СССР, принимал участие в выставках в Советском Союзе, ФРГ (1974, 1977, 1979), Италии (1977, 1978), Швейцарии (1978), Израиле (1979), Великобритании (1989).

Михаил Шварцман своих картин не продавал и крайне редко дарил. Полномасштабная ретроспективная выставка Шварцмана «Иературы» состоялась в Третьяковской галерее лишь в 1994 году. После смерти художника персональные выставки прошли в «Доме Нащокина» (1998, Москва), дважды в Русском музее (2001, 2005), в Третьяковской галерее (2008).

Произведения Шварцмана хранятся в Третьяковской галерее, частных коллекциях в России и Европе.

Меню