Степанов Алексей Степанович(1858—1923)

Русский живописец и рисовальщик. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880-1884) у В.Г. Перова, И.М. Прянишникова, Е.С. Сорокина, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. В 1885 получил звание классного художника, с 1905 — академик, с 1918 — профессор. Участник выставок: Московского общества любителей художеств (с 1885), Товарищества передвижников (с 1888), Московского товарищества художников (1894, 1895), «36 художников», (1902, 1903), Союза русских художников (1903 — 1923). Член товарищества передвижников (с 1891), «Союза русских художников» (с 1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. (1899-1918). В 1906 — 1914  жил и работал в имениях Лубенькино, Гарусово и Бережок, где написал 50 картин, в т.ч. «Ранняя весна. Стадо» (1901), «Уехали» (1911-14, обе в ГТГ) 

Русский живописец и рисовальщик. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1880-84) у И. М. Прянишникова, преподавал (профессор) там же (1899-1918). Член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники, 1891-1903) и член-учредитель Союза русских художников. С. развивал традиции пленэрной живописи. Для работ начала 1900-х — начала 1920-х гг., построенных на мягких валёрных сочетаниях тонов, характерно поэтическое восприятие родной природы и народного быта, гармоническое сочетание пейзажа и жанровых сцен с анималистической темой. Произведения: «Лоси» (1889), «Журавли летят» (1891) — оба в Третьяковской галерее; «Волки» (1912, частное собрание), рисунки в журнале «Природа и охота» (1883-95). ***
Скромного, деликатного, доброго А. С. Степанова, «Степочку», как его все звали, любили и ценили друзья — С. В. Иванов, Н. П. Чехов, братья С. А и К А. Коровины, И. И. Левитан, М. В. Нестеров — и многочисленные ученики, среди которых были П. Д. Корин, А А Пластов, Л. В. Туржанский и др. Корин после выставки Степанова говорил: «Словно я Пушкина стихи прочитал. Вот так же просто, просто, а высоко… Что о нем сказать? Художник он был. Вот все тут и сказано. И было в нем все просто, без эффектов. Душа в нем была, и это — самое главное. Но притом артистизм высокий, мастерство несравненное. Сверкающий он при великой своей простоте». Степанов очень рано лишился родителей. С семи лет его воспитывал опекун, по настоянию которого юноша в 1879 г. окончил Межевой институт в Москве и приобрел профессию землемера. Однако работать по этой специальности не стал, а в 1880 г. поступил в МУЖВЗ. Занимался в классе И. М. Прянишникова, учился успешно и в 1884 г. окончил училище с большой серебряной медалью. Во второй половине 1880-х гг. Степанов несколько летних сезонов работал вместе с И. И. Левитаном — сначала под Звенигородом, потом на Волге. Наряду с Левитаном он считается одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник не только ищет в природе мотив, соответствующий его внутреннему состоянию, но и психологизируст пейзаж, переносит в него собственные мысли и переживания. Работы Степанова носят пленэрный характер, они написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, очень мягко, немногими цветами («Краски поменьше», — советовал он позднее своим ученикам). Степанов любил изображать деревенскую дорогу, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги («Гусек», 1910-15; «По проселку зимой», «У крылечка», обе 1913- 14; «Уехали», 1914). Любил изображать крестьянских детей, наблюдающих окружающий мир — голый, бедный, осенний, но родной и широкий («Журавли летят», 1891; «Дети на хворосте», 1899; «У околицы», 1915-16). С увлечением писал охотничьи сцены («После охоты. Возвращение», 1907; «Убитый лось», 1900-10; «С борзыми», 1910-е; «Увидели», 1917). Степанов любил животных и оиладал редким умением передавать их повадки и даже психологию («Лоси», 1889; «На промысел», 1909; «Лось и лайки», 1910; «Волки ночью», «Волки у плетня», обе 1910-е; «В ожидании обеда», 1910). Жанр, в котором предпочитал работать художник, можно назвать пейзаж-ноанималистическим. М. В. Нестеров считал Степанова лучшим анималистом после В. А. Серова. Серов также высоко ценил этот дар художника, потому настоял на приглашении Степанова в качестве преподавателя в МУЖВЗ. Около двадцати лет (1899- 1918) Степанов руководил там «классом животных». Ученики любили его до обожания. Очень немного известно о личной жизни художника — незадолго до смерти он уничтожил свой архив. Зато весь он — в своих картинах.

Меню