Русский художник. Фотограф, медальер, сценограф. Даниил Клавдиевич Степанов был сыном Клавдия Петровича Степанова Степанов Клавдий Петрович [1854—1910] Видный московский монархист, редактор газеты «Московский голос», сотрудник «Московских ведомостей». После окончания войны состоял в течение 2-х лет на государственной службе чиновником особых поручений в Министерстве финансов. В… (1854-1910 гг.), известного художника, академика исторической живописи.
Место и дата рождения: Калуга (или Санкт-Петербург), 18 августа 1881 г.
Место и дата смерти: Венеция, 1937 г.
Фотограф, медальер, сценограф Даниил Клавдиевич Степанов был сыном Клавдия Петровича Степанова (1854-1910 гг.), известного художника, академика исторической живописи, который по делам службы часто бывал в Европе, главным образом во Франции и Италии. Приезд Степановых в Италию 12 сентября 1894 г. засвидетельствован в документах, хранящихся в Историческом архиве Венеции. Семья, состоящая из отца, матери Камиллы (1855 гг.) и детей Петра (1880 г.) и Варвары (1884 г.), прибыла из Парижа и поселилась в Венеции по адресу Санта-Кроче, 2073, в приходе церкви Сан-Стае.
Даниил Степанов начал учебу в Париже, в Сорбонне; помимо этого, он брал уроки у французских медальеров. С 1902 г. он жил в Риме, где женился на Роме Травальино, из семьи Армони Рафаэлли, которой принадлежало известное фотоателье в Орвието.
В 1902 г. Степанов вернулся с семьей в Россию; сначала он отправился в Москву, где помогал отцу в работах по реставрации Кремля, а затем в Санкт-Петербург – там в 1911 г. он становится главным медальером на Императорском монетном дворе. После Октябрьской революции Степанов выполнил украшения Чернышева моста и площади. Тем не менее, вскоре он был арестован ЧК по обвинению в предательстве; освобожден Д. Степанов был благодаря ходатайству А.В. Луначарского. Он переехал в Пензу, где преподавал в Академии художеств.
В 1920 г. Д. Степанов вошел в Самкомстарис, комиссию по сохранению памятников Самарканда, города, в котором он неоднократно бывал. В 1925 г. он отправился в Париж и Рим для ознакомления с новой техникой монетных дворов. В Россию Д. Степанов уже не вернулся.
В Риме он поселился в 1925 г. на виа Ладзаро Спалланцани, 4. Д. Степанов начал обучаться в римской Академии художеств, специализируясь в реставрации произведений Ренессанса. В последующие годы он вернул к жизни полотна мастеров итальянской живописи, среди которых Рафаэль, Тициан, Пьеро делла Франческа и Андреа Мантенья. В Умбрии он выполнил на заказ несколько работ, в частности, триптих «Святое Семейство» для правого крыла главного алтаря церкви Сант-Андреа в Орвието и украшение главного входа Виллы делле Грацие в Нарни на сюжет Благовещенья.
В 1926 г. на XV Художественной выставке в Венеции Д. Степанов выставил три произведения в разделе, посвященном международному искусству («Продавец сюзане», «Продавец фруктов», «Голова»). Картины, написанные во время пребывания в Туркестане в 1921 и 1924 гг., получили одобрение критики и итальянской публики за их экзотический характер. Критик Артуро Ланчеллотти отзывался о Степанове как о «прекрасном колористе с очень индивидуальной манерой» (Lancellotti 1926, p. 245).
В июне 1927 г. в Риме прошла его персональная выставка в одном из залов Палаццо дель Аугустео. Среди представленных полотен – «Молитва» и картина «Голова юноши», написанная явно под влиянием живописи итальянского Возрождения и признанная лучшим произведением выставки (Golzi 1927, p. 283). Одновременно в другом зале проходила персональная выставка Алексея Исупова, его знакомого по Самарканду. В последние годы жизни художник в основном выполнял театральные декорации, некоторые – в сотрудничестве с Николаем Бенуа.
Архивы
Исторический архив Венеции: Эмиграция из-за рубежа, 1894, сентябрь, дело 9, Степаноф Клаудио и семья.
Много фотографий, относящихся, прежде всего, к Самарканду и Туркестану, хранится в частной коллекции внучки художника Анжелы Парравичини.
Фото-исторический фонд Армони-Моретти, созданный на базе материалов, переданных семьей жены Степанова, хранится в Центральном Институте каталога и документации (Istituto Centrale per il Catalogo e le Documentazione ICCD) в Риме.
Литература
XV Esposizione internazionale d’arte di Venezia, Ferrari, 1926.
V. Golzio, Cronaca delle esposizioni, «Roma: rivista di studi e di vita romana», V, 1927, n. 6, p. 283.
A. Lancellotti, Le Biennali veneziane del dopoguerra (12. 13. 14. 15.), Roma, Maglione, 1926.
О. Лейкинд, Д. Северюхин, Художники русского зарубежья (1917-1939), Санкт-Петербург, Нотабене, 1999, с. 434.
J. Milner, A dictionary of Russian & Soviet Artists (1420-1970), Suffolk, Antique Collectors’ Club, 1993, p. 411.
Saur Bio-bibliographischer Index, Muenchen — Leipzig, 2000, vol. 9.
В. Уфимцев, Говоря о себе, Москва, Советский художник, 1973, сс. 48-54.