Судейкин Сергей Юрьевич(1882—1946)

Русский художник, представитель символизма, один из виднейших мастеров круга «Голубой розы». Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909); в 1902 был отчислен на один год за показ на студенческой выставке работ «непристойного содержания». В 1909 поступил в петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской Д.Н. Кардовского (до 1911). Был одним из организаторов выставки «Голубая роза» (1907), а также одним из членов-учредителей возрожденного «Мира искусства» (1910). Помещал графику в журналах «Весы», «Аполлон», «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Жил в Петербурге, часто наезжал в Москву.

С.Ю. Судейкин родился в семье жандармского полковника. В 1897 г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902 г. был отчислен за показанные на ученической выставке работы «непристойного содержания».

Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка «Смерть Тентажи-ля» (1903), сотрудничал с журналом «Весы», участвовал в выставках «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907), «Венок- Стефанос» (1908).

В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с А.Н. Бенуа, а через него и с другими «мирискусниками». В 1911 г. он стал членом объединения «Мир искусства». Тесная дружба связывала его с К.А Сомовым Сомов Константин Андреевич [1869—1939] Русский художник, представитель русского символизма и модерна. В 1888–1897 учился в петербургской Академии художеств, где занимался, в частности, в мастерской И.Е. Репина. В 1897–1899 посещал в Париже школу-студию Ф. Коларосси; в этот…. Во многом от сомовских «маркиз» отталкивался Судейкин в своих работах, также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи. «Пастораль» (1905), «Сад Арлекина», «Венеция» (обе 1907), «Северный поэт» (1909), «Восточная сказка» (начало 1910-х) — характерны уже сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы пародии, гротеска, театрализации.

Его натюрморты — «Саксонские фигурки» (1911), «Цветы и фарфор» (начало 1910-х) и др. — при всей их близости к натюрмортам А.Я. Головина Головин Александр Яковлевич [1863—1930] Русский художник. Живописец, график и театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1881-1890) у , , , в Академии Ф. Коларосси (Париж) у Ж.-Э…. также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье («Балетная пастораль», «Гулянье», обе 1906; «Карусель», 1910; «Петрушка», 1915; серия лубков «Масленичные герои», середина 1910-х, и др.).

Именно театрально-декорационное искусство стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению оперных спектаклей в московском театре «Эрмитаж» С.И. Мамонтов. В 1905 г. Судейкин совместно с Н.Н. Сапуновым оформил «Смерть Тентажиля» в постановке В.Э. Мейерхольда для Театра-студии на Поварской; в 1906 г. — драму М. Метерлинка «Сестра Беатриса» в Театре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге. В 1911 г. он работал над балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и комической оперой М.А. Кузмина «Забава дев», поставленной там же; в 1912 г. вместе с А.Я, Таировым — над пьесой «Изнанка жизни» X. Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре. В 1913г. Судейкин участвовал в «Русских сезонах» в Париже, выполнив декорации и костюмы к балетам «Красная маска» Н.Н. Черепнина и «Трагедия Саломеи» Ф. Шмидта.

В 1910-х гг. Судейкин становится одной из центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет книги стихов своего друга поэта М.А. Кузмина — «Куранты любви» (1910), «Осенние озера» (1912); участвует в постановках «Башенного театра» в доме поэта В.И. Иванова; в 1910- 1911 гг. помогает В.Э. Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 г. расписывает стены кабаре «Бродячая собака», в 1915-м создает декоративные панно для театра-кабаре «Привал комедиантов».

В 1917 г. Судейкин переехал в Крым, а затем, в 1919-м, — в Тифлис, где он вместе с грузинскими художниками расписал кабачок «Химериони». В 1920 г. художник уехал в Париж.

Главные работы Судейкина, выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам. Художник сотрудничал с Н.Ф. Балиевым в его возрожденном на французской земле кабаре «Летучая мышь», с «Русской оперой» М.Н. Кузнецовой, с театром «Аполло»; для балетной труппы А.П. Павловой оформил «Спящую красавицу» П.И. Чайковского и «Фею кукол» И. Байера. Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской «Метрополитен-опера», где оформил балеты И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1924), «Соловей» (1925), «Свадебка» (1929); оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова (1929), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1930) и др. Сотрудничал также с труппами Дж. Баланчина и М.М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму «Воскресение» (по роману Л.Н. Толстого) для Голливуда (1934-35).

Последние годы жизни тяжело больной художник провел в нужде. Его творческие силы были исчерпаны. Умер Судейкин в Найаке (шт. Нью-Йорк) 12 августа 1946.

Меню