Биографии

Суриков Василий Иванович(1848—1916)


Великий русский художник, живописец, крупнейший мастер исторической живописи. Учился в петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества передвижников с 1881 по 1907 г., затем перешел в "Союз русских художников". С 1895 г. был  академиком живописи.

Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в городе Красноярске в семье казаков. Его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком. В 1695-1698 годах во время Красноярского бунта предки Сурикова принимали активное участие в восстании против притеснявшего казачью вольницу воеводы Дурново. Художник очень гордился своим древним казачьим родом. «Со всех сторон я-природный казак... моё казачество более чем двухсотлетнее» — писал он. Сибирь-родина Василия Ивановича-в то время в своих обычаях и укладе жизненном сохраняла дух семнадцатого столетия. Всё ещё грабили по лесам разбойники, а на городских площадях совершались громкие публичные казни, устраивались на масленицу шумные гулянья, кулачные бои. Дома в Красноярске строились точь-в-точь как в семнадцатом веке, деревянные, с высокими крыльцами. Жили люди большими семьями, соблюдали все церковные обряды и посты, одевались в одежды старинного покроя. Особенности сибирской жизни накладывали отпечаток на характеры людей. Не последнюю роль тут сыграло то, что в Сибири было много людей, лучших людей, сосланных царским правительством на вечное поселение за их сводолюбивые мысли. Сибиряки отличались твёрдым волевым нравом, ценили храбрость. Об этом писал Суриков: «Мощные были люди. Сильные духом. Размах во всём был широкий. А нравы жестокие были. Казни и телесные наказания на площадях публично происходили. Эшафот недалеко от училища был. Там на кобыле наказывали плетьми... И сила какая бывала у людей: сто плетей выдерживали не крикнув. И ужаса никакого не было. Скорее восторг. Нервы всё выдерживали.» Сибирь создала и сформировала характер Василия Ивановича. Он рос настоящим сибиряком-крепким, жизнерадостным. С детства привлекала его история родной земли, которая хранила предания о Ермаке, завоевавшем Сибирь, о Степане Разине, о боярыне Морозовой... Ещё в детском возрасте Суриков заметил в себе особенность подмечать всё вокруг, замечать и запоминать всё необычное, красивое, способность «рисовать глазами». Многие детские впечатления вошли впоследствии в его картины. Рисовать Суриков начал рано. Сперва, по его выражению, «на стульях сафьяновых рисовал-пачкал». Потом его заметил педагог по рисованию в Красноярском уездном училище Н. В. Гребнёв. Он заставлял мальчика рисовать акварелью с натуры, внушал мысль о поступлении в Петербургскую Академию художеств. Суриков ценил Гребнёва и считал его своим первым учителем. В 1859 году умер отец Сурикова, и семья стала испытывать материальные трудности. Суриков вынужден был бросить обучение в гимназии и устроиться канцелярским писцом. Приходилось так же писать иконы на заказ и расписывать пасхальные яйца. Сурикова всё чаще посещала мысль заняться большим искусством, так как все мысли его были заняты живописью, он буквально болел ею. Рисовать Суриков начал рано. Сперва, по его выражению, «на стульях сафьяновых рисовал-пачкал». Потом его заметил педагог по рисованию в Красноярском уездном училище Н. В. Гребнёв. Он брал  мальчика с собой на природу и «акварельными красками заставлял сверху холма рисовать пленер», внушал мысль о поступлении в Петербургскую Академию художеств. Суриков ценил Гребнёва и считал его своим первым учителем. В апреле 1869 года Суриков сдавал экзамен в Академию, но его не приняли, потому что там требовалось рисовать гипсы, а он никогда гипсы не рисовал. Узнав, что рисованию гипсов учат в школе Общества поощрения художеств, он устроился туда к художнику Дьяконову. За три месяца он освоил трёхгодичный курс, и уже в августе был принят в Академию. Академическая система образования в 70-х годах отставала от требований жизни, была чересчур консервативной. Художники, преподававшие там, задавали ученикам рисовать композиции на классические античные и библейские темы, ставили натурщиков в надуманных позах, в то время как уже набирало силу движение Товарищества художников передвижников, которые, вопреки классической школе, черпающей вдохновение в античном искусстве и стремящейся создавать идеальные, возвышенные образы, ставили целью наоборот отражать реалистическую правду жизни. Среди преподавателей Академии Сурикова увлёк лишь один-тогда молодой педагог П. П. Чистяков. В Академии Суриков рисовал превосходно. Его натурщики всегда мощны по лепке формы и энергичны по движению. На улицах он мысленно выстраивал композиции:»... а на улицах всегда группировку людей наблюдал. Приду домой и сейчас зарисую, как они группируются в натуре». Одна из ранних работ Сурикова «Вид памятника Петру на Исаакиевской площади в Петербурге» (1870). В этой работе отразились первые впечатления молодого Сурикова от Петербурга. «Ничего от себя из головы-всё с натуры», — писал художник. В 1872 году в Москве была организована выставка, посвящённая 200-летию со дня рождения Петра 1. К этой выставке Суриков создал ряд станковых листов. Сохранились только два их них: «Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива для завоевания крепости Нотебург у шведов» и «Обед и братовство Петра Великого в доме князя Меньшикова с матросами голландского судна». Молодой Суриков увлёкся периодом русской истории, связанной с Петром 1 и создал не парадные картинки, а живые жизненные сцены, иллюстрирующие деятельность русского царя. В 1875 году Суриков работает над программным произведением на большую золотую медаль. Тема была задана Советом Академии: «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста». Сюжет статичен сам по себе, не содержащий активного действия, однако Сурикову удалось достичь эмоционального напряжения путём создания сильного образа главного героя картины, апостола, который привлекал художника «силою своего духа». Совет Академии присудил Сурикову звание классного художника 1 степени и предоставил командировку за границу, однако Суриков от неё отказался и взялся за заказ на роспись храма Христа Спасителя. Он работал над четырьмя картинами, изображавшими первый, второй, третий и четвёртый Вселенские Соборы. Работа над заказом не увлекла Сурикова-заказчики храма сковывали и подавляли инициативу художника. «Я хотел туда живых лиц ввести. Греков искал. Но мне сказали: если так писать будете-нам не нужно. Ну, я уж писал так, как требовали. Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать своё». Одновременно с работой по росписи в храме Суриков начинает серию своих больших картин, которые прославили его как величайшего русского исторического живописца. В Москве созрел замысел принесшей художнику известность картины «Утро стрелецкой казни». Художник вспоминал: « Однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп». Возможно, вообразить сцену казни стрельцов помогли художнику воспоминания от казни, которую он видел в Красноярске в детстве. Суриков вспоминал: «Смертную казнь я два раза видел. Раз трёх мужиков за поджог казнили... Их на телегах в белых рубахах привезли. Женщины лезут, плачут, — родственницы их». Суриков изучал исторические материалы и занимался поиском натуры для воплощения задуманных образов. Замечателен образ рыжего стрельца; имеется набросок этого стрельца . Суриков нашёл могильщика, которого звали Кузьмой, — «злой, непокорный тип». С него художник рисует три портретных рисунка в том же повороте, что и в картине. Суриков живёт летом в Тульской губернии и пишет с натуры крестьян в позах и одежде, соответствующих замыслу картины. В ГТГ хранятся этюды: старик в белой рубахе в позе седого стрельца, рыдающая жена стрельца, старуха, сидящая на земле, и другие. Все этюды мастерски написаны и являются свидетельством того, как художник искал каждую деталь, каждое лицо и складочку к картине. Художник уделяет огромное внимание предметам в картине: «А дуги-то, телеги для „Стрельцов» — это я по рынкам писал. Пишешь и думаешь — это самое важное во всей картине. На колесах-то — грязь. Раньше-то Москва немощеная была — грязь была черная. Кое-где прилипнет, а рядом серебром блестит чистое железо. И вот среди всех драм, что я писал, я эти детали любил. Никогда не было желания потрясти. Всюду красоту любил. Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться. В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах. А в изгибах полозьев, как они колышатся и блестят, как кованые. Я, бывало, мальчиком еще, — переверну санки и рассматриваю, как это полозья блестят, какие извивы у них. Ведь русские дровни воспеть нужно!».. Суриков изучает исторический материал— «Дневник» Корба, секретаря австрийского посольства в России, который видел казни, учинённые Петром над стрельцами. Оттуда художник почерпнул сведения, что перед казнью стрельцы держались гордо, стойко, а Пётр наблюдал казнь сидя верхом на коне. Интересно, что Суриков нигде не показывает собственно казнь, даже намёка на силует виселицы нет. Не хотел он устрашать зрителя, он создавал картину человеческого горя. «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь». Картина была выставлена 1 марта 1881 года на 9-ой передвижной выставке. Она произвело колоссальное впечатление на современников. «Утро стрелецкой казни» — одна из вершин русской исторической картины. К этому времени относится небольшой «Автопортрет» (1879 г.) Это счастливое время для художника: у него горячо любимая жена и две дочери, он полон творческих планов. Только закончив «Стрельцов», Суриков задумывается над другой работой. Он обращается ко времени религиозного раскола, потрясшего Россию в 17 веке. Перед внутренним взором художника возникает боярыня Морозова. Однако Суриков до поры откладывает её и приступает к другой картине, где главным действующим лицом выступает друг и сподвижник Петра Александр Меньшиков. Картина «Меньшиков в Берёзове» выставлялась на XI передвижной выставке в 1883 году. Её, как и «Утро стрелецкой казни», приобрёл П. М. Третьяков. Критика горячо одобрила картину. Продажа двух больших картин — «Утро стрелецкой казни» и «Меньшиков в Берёзове» дала Сурикову средства для поездку за границу и в 1883 году он с семьёй едет в Берлин. Проведя там три дня, Суриковы едут в Дрезден посмотреть Дрезденскую галерею, а затем в Париж. В Париже они проводят более двух месяцев и едут в Италию. Путешествие имело целью увидеть произведения больших мастеров. В Италии Суриков пишет акварели: «Помпея» (1884), «Две итальянки» (1884) имский карнавал» (1884), «Улица в Риме» (1884), «Миланский собор» (1884), «Собор св. Петра в Риме» (1884). Приехав в Москву, Суриков по впечатлениям об Италии пишет картину «Сцена из Римского карнавала». В это же время он приступает к работе над «Боярыней Морозовой». Начались долгие поиски композиции картины, образов. Ещё к 1881 году относится первый масляный эскиз картины (ГТГ). Там Морозова изображена сидящей в санях на стуле. Согласно историческим документам, её выносили из дома на кресле, так как она решительно отказалась встать перед пришедшими за ней палачами. От этого мотива Суриков отказался, это помешало бы художественной правде его образа. Суриков писал этюды лиц, фигур, предметов быта.  Дольше всего он работал над образом Морозовой. В типаже Морозовой сплотитись черты тётки художника и монахини-старообрядки. С неё был написан этюд, с некоторыми изменениями использованный в картине. Работая над образом Морозовой, Суриков вспоминает побитую чёрную ворону на белом снегу. Картина была выставлена в 1887 году на XV Передвижной выставке. Она взбудоражила публику. «Боярыня Морозова» — одна из самых глубоких исторических картин русского изобразительного искусства. Картина была приобретена П. М. Третьяковым. В 1888 году у Сурикова умирает любимая жена. Он впадает в отчаяние, замыкается в себе, увлекается религией. Пишет картину «Исцеление слепорождённого». В 1889 году Суриков с дочерьми уезжает в Красноярск. Сибирь возвращает его к жизни, к творчеству. Тогда появляется картина «Взятие снежного городка» — сюжет, навеянный детскими воспоминаниями. Собирая материал для картины, Суриков пишет портреты сибиряков («Голова смеющейся девушки», ГТГ) В Сибири возникает замысел новой исторической картины — «Покорение Ермаком Сибири». Тема Ермака была близка художнику, ведь его род происходил от казаков, пришедших в Сибирь вместе с Ермаком. Замысел «Ермака» грандиозен, композиция насыщена фигурами людей. Типы казаков, иногда с точными подписями их имён, Суриков пишет акварелью на Дону. Одежду и прочие детали он ищет в археологическом музее, типажи татар рисует в Миусском районе. Так же Суриков работает и над картиной «Переход Суворова через Альпы». Начинал Суриков с общего большого эскиза, поисков композиции. Основная мысль картины «...движение. Храбрость беззаветная-покорные слову полководца идут». Картина вертикальна, вертикали пронизывают её, подчёркивая крутизну головокружительного спуска.  Суриков едет в Швейцарию, чтобы писать Альпы. В Интерлакене — курортном горном местечке-он скатывается с заснеженных круч, чтобы вжиться в ситуацию. Художник говорил: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял.» Картина выставлялась на XXVII передвижной выставке и совпала со 100-летним юбилеем этого события. В 1895 году Сурикову присвоено звание академика, а в 1903 году Московское общество любителей художеств избирает его почётным членом. Сурикова в течении всей его трворческой жизни привлекают сильные духом герои, и поэтому закономерен его интерес к образу Степана Разина. Художник отказывается от широко известного сюжета с персидской княжной, так как это придало бы картине ненужную иллюстративность, и создаёт обобщённый мощный образ народного предводителя. Сурикова долго не удовлетворял образ Разина. На XXXV Передвижной выставке в 1906 году он до последней минуты перед открытием выставки что-то дописывал и подправлял в картине. После выставки он продолжал работать над картиной и в 1911 году показал её с другим, более глубоким образом Разина. В 1907 году Суриков перестал быть членом Товарищества передвижников. Последующие свои картины он показывает на выставках «Союза русских художников». К 1912 году относится «Посещение царевной женского монастыря». Эта работа была экспонирована на выставке «Союза русских художников». Суриков создаёт эскизы исторической картины «Красноярский бунт», которая осталась неосуществлённой. В 900-е годы Суриков пишет много портретов. К вершине портретного искусства Сурикова относятся портреты А. И. Емельяновой (ГТГ), Л. Т. Моториной (частная коллекция), Е. А. Рачковской (ГТГ). В 1911 году Суриков создаёт рисунок Пугачёва в плену. Рисунок выполнен карандашом и как бы незакончен, набросочен, но оставляет незабываемое впечатление. Огромные глаза Пугачёва вонзаются в зрителя... Суриков скончался в 1916 году в Москве от сердечной болезни.

Название : Портрет О.М. Величкиной

Год создания : 1914

Материал : Холст на картоне, масло

Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Название : Этюд для картины «Покорение Сибири Ермаком»

Материал : Холст, масло

Размер : 33 x 27

Собрание : Частная коллекция

Название : Этюд для картины «Покорение Сибири Ермаком»

Материал : Холст, масло

Размер : 36,2 x 26

Собрание : Частная коллекция

Название : Лошадь, запряженная в пролетку

Год создания : 1890

Материал : Бумага, акварель

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет О.В. Суриковой, дочери художника

Год создания : 1900

Материал : Бумага, акварель

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Вид на Кремль

Год создания : 1913

Материал : Холст, масло

Размер : 29 x 48

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет доктора А.Д. Езерского

Год создания : 1900-е

Материал : Холст, масло

Размер : 102 x 76

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Вид Красноярска

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло

Размер : 44 х 54

Собрание : Тверская областная картинная галерея

Название : Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве

Год создания : 1888

Материал : Холст, масло

Название : Княжий суд

Год создания : 1874

Материал : Холст, масло

Размер : 80 х 129

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Исцеление слепорожденного Иисусом Христом

Год создания : 1888

Материал : Холст, масло

Размер : 162 х 107

Собрание : Московская православная духовная академия

Название : Портрет А.И. Емельяновой

Год создания : 1903

Материал : Холст, масло

Размер : 62 х 51

Собрание : Тульский областной художественный музей

Название : Портрет художника И.Е. Крачковского

Год создания : 1884

Материал : Холст, масло

Размер : 62,7 х 50,5

Собрание : Донецкий областной художественный музей

Название : Благовещенье

Год создания : 1914

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Милосердный самаритянин

Год создания : 1874

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Вид памятника Петру I в Петербурге

Год создания : 1870

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Мария. Этюд к картине «Благовещение»

Год создания : 1910-е

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : евушка с косами. Портрет А.А. Добринской

Год создания : 1911

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Портрет А.И. Третьяковой

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Голова монашенки

Год создания : 1910—1911

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Симеиз. Крым

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Прибой

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Крым. Форосская церковь Воскресения Христова

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Натурщица

Год создания : 1910

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Минусинская татарка

Год создания : 1873

Материал : Бумага, акварель

Размер : 32,5 х 23

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Два всадника

Год создания : 1873

Материал : Бумага, акварель

Размер : 21 х 31

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Мурза

Год создания : 1873

Материал : Бумага, акварель

Размер : 23,2 х 32,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Донской казак

Год создания : 1890-е

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Казаки в лодке

Год создания : 1890-е

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Девушка. Томск

Год создания : 1891

Материал : Бумага, акварель

Размер : 20 х 13

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет Ф.Ф. Спиридонова

Год создания : 1898

Материал : Холст, картон, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Анфиса

Год создания : 1900

Материал : Холст, масло

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Сибирячка

Год создания : 1909

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника

Год создания : 1888

Материал : Холст, масло

Название : Старик-огородник

Год создания : 1882

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Пир Валтасара

Год создания : 1874

Материал : Холст, масло

Размер : 81 х 140

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Портрет молодой женщины.

Год создания : 1911

Материал : Холст, масло

Название : Старуха в узорчатом платке

Год создания : 1886

Материал : Холст, масло

Размер : 43,7 х 36

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет Александры Ивановны Емельяновой

Год создания : 1902

Материал : Холст на картоне, масло

Размер : 37,5 х 43,5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Изба

Материал : Бумага, акварель

Размер : 24,5 х 34,5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет боярышни

Материал : Бумага, пастель

Размер : 64,5 х 50

Собрание : Самарский художественный музей

Название : Стрелец. Этюд к картине «Утро стрелецкой казни»

Год создания : Около 1880

Материал : Бумага, холст, масло

Размер : 53 x 42,5

Собрание : Тверская областная картинная галерея

Название : Автопортрет

Год создания : 1913

Материал : Холст, масло

Размер : 70 х 62,4

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Голова боярыни Морозовой

Год создания : 1886

Материал : Холст, масло

Размер : 32,5 х 26,8

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Е.А. Рачковская. Этюд к катрине «Взятие снежного городка»

Год создания : 1889—1890

Материал : Холст, масло

Размер : 32 х 24

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Голова смеющейся девушки. Этюд

Год создания : 1890—1891

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : А.И. Суриков в шубе. Этюд к картине «Взятие снежного городка»

Год создания : 1889—1890

Материал : Холст, масло

Размер : 29,6 х 22,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Плоты на Енисее

Год создания : 1862

Материал : Бумага, акварель

Размер : 25 х 17

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Татарская Тесь

Год создания : 1862

Материал : Бумага, акварель

Размер : 23 х 32,4

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Заимка в Хакасии

Год создания : 1862

Материал : Бумага, акварель

Размер : 21,3 х 30

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Вечер. Телега с сеном

Год создания : 1870-е

Материал : Бумага, акварель, пастель

Размер : 16,2 х 24,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Енисей

Год создания : 1891

Материал : Бумага, акварель

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Енисей. Устье Базаихи

Год создания : 1890

Материал : Бумага, акварель

Размер : 15,5 х 31,3

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Село Торгашино

Год создания : 1890-е

Материал : Холст, масло

Размер : 26,5 х 34,3

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Табун лошадей в Барабинской степи

Год создания : 1890-е

Материал : Холст, масло

Размер : 33,5 х 61,5

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Вид с Енисея на долину реки Базаихи

Год создания : 1891

Материал : Бумага, акварель

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : В горах по реке Немиру

Год создания : 1892

Материал : Холст, масло

Размер : 12 х 22

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Тройка на озере Шира

Год создания : 1909

Материал : Бумага, акварель

Размер : 23 х 30

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Озеро Шира

Год создания : 1909

Материал : Холст, масло

Размер : 29,8 х 38,7

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Озеро Шира

Год создания : 1909

Материал : Холст, масло

Размер : 28,5 х 36,7

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Енисей у Красноярска

Год создания : 1909

Материал : Холст, масло

Размер : 28 х 39,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Старый Красноярск

Год создания : 1914

Материал : Холст, масло

Размер : 31 х 60

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Красноярские окрестности

Год создания : 1914

Материал : Бумага, акварель

Размер : 24 х 32,8

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви

Год создания : 1914

Материал : Бумага, акварель

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Плашкоут на Енисее

Год создания : 1914

Материал : Холст, масло

Размер : 38 х 53

Собрание : Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова

Название : Автопортрет

Год создания : 1879

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Автопортрет

Год создания : 1889

Материал : Холст, масло

Размер : 62 х 49

Собрание : Красноярский краевой краеведческий музей

Название : Портрет Е.А. Суриковой

Год создания : 1870—1880

Материал : Бумага, итальянский карандаш

Размер : 29,8 х 22,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет Е.А. Суриковой, жены художника

Год создания : 1880-е

Материал : Холст, масло

Размер : 33,4 х 27,6

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Спящая девушка, жена художника

Год создания : 1880-е

Материал : Бумага, акварель

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет П.Ф. Суриковой, матери художника

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло

Размер : 29 х 23

Собрание : Красноярский краевой краеведческий музей

Название : Комната в Красноярском доме Сурикова

Год создания : 1891

Материал : Бумага, акварель

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет А.И. Сурикова

Год создания : 1873

Материал : Бумага, акварель

Размер : 32,3 х 23

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Мой брат. (Портрет А.И. Сурикова)

Год создания : 1889—1890

Материал : Холст, масло

Размер : 34 х 24,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет А.И. Сурикова, брата художника

Год создания : 1889—1890

Материал : Бумага, карандаш

Размер : 34 х 25

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет брата художника А.И. Сурикова

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло

Размер : 33 х 30

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Автопортрет

Год создания : 1902

Материал : Холст, масло

Размер : 45 х 31

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет Ольги Суриковой в белом фартуке

Год создания : 1887—1888

Материал : Бумага, акварель

Размер : 33,5 х 24,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет Елены Васильевны Суриковой, дочери художника

Год создания : 1906

Материал : Бумага, акварель

Размер : 24,3 х 17,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет Елены Васильевны Суриковой, дочери художника

Год создания : 1908

Материал : Холст, масло

Размер : 29 х 33,6

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Портрет хакаски

Материал : Холст, масло

Размер : 59 х 44,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Молодые остяки. Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком»

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло

Размер : 14,5 х 20,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Карым-подпасок

Год создания : 1873

Материал : Бумага, акварель

Размер : 21,3 х 20,5

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Каменная баба

Год создания : 1873

Материал : Бумага, акварель

Размер : 21,3 х 10

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Шаман. Этюд к картине «Покорение Сибири Ермаком»

Год создания : 1893

Материал : Холст, масло

Размер : 25 х 23

Собрание : Музей-усадьба В.И. Сурикова

Название : Эскиз для картины Боярыня Морозова

Материал : Холст, масло

Размер : 28.2 x 38.5

Собрание : Частное собрание

Название : Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов

Материал : 1872

Название : Солдат с ружьем

Год создания : 1898

Материал : Холст, масло

Размер : 66 х 45

Собрание : Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева

Название : Красноярский бунт 1695 года

Год создания : 1902

Материал : Бумага, карандаш, акварель

Название : Пугачев в плену

Год создания : 1911

Материал : Бумага, карандаш, тушь

Название : Римский карнавал

Год создания : 1884

Материал : Бумага, акварель, графитный карандаш

Размер : 21 х 27

Название : Меньшиков. Этюд

Название : Старшая дочь Меншикова. Этюд к картине «Меншиков в Березове»

Год создания : 1882

Материал : Бумага, акварель

Размер : 34,5 х 25

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет княгини С.А. Кропоткиной

Год создания : 1882

Название : На невском проспекте днем

Год создания : 1874

Название : Неаполь. Набережная

Год создания : 1884

Материал : Бумага, акварель

Размер : 17,7 х 25,3

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Минусинская степь

Год создания : 1873

Название : Зубовский бульвар зимою.

Год создания : 1885—1887

Материал : Холст, масло.

Размер : 42 x 30

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Нерукотворный образ

Год создания : 1872

Материал : Холст, масло.

Размер : 54 x 86

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Пир Валтасара

Год создания : 1874

Материал : Эскиз Холст, масло.

Размер : 81 x 140

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Боярыня Морозова

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло

Размер : 304 x 587,5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Боярышня. Этюд для картины Боярыня Морозова

Год создания : 1886

Материал : Холст, масло

Название : Утро стрелецкой казни

Год создания : 1881

Материал : Холст, масло

Размер : 218 x 379

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Меншиков в Березове

Год создания : 1883

Материал : Холст, масло

Размер : 169 x 204

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Покорение Сибири Ермаком

Год создания : 1895

Материал : Холст, масло

Размер : 285 x 599

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Взятие снежного городка

Год создания : 1891

Материал : Холст, масло

Размер : 156 x 282

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Переход Суворова через Альпы в 1799 году

Год создания : 1899

Материал : Холст, масло

Размер : 495 x 373

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Степан Разин

Год создания : 1906

Материал : Холст, масло

Размер : 318 x 600

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге

Год создания : 1870

Материал : Холст, масло

Размер : 52 x 71

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста

Год создания : 1875

Материал : Холст, масло

Размер : 142 x 218.5

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Вид на Красноярск с сопки

Год создания : 1890-е

Материал : Холст, масло

Размер : 39.8 x 70.8

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Зима в Москве. Этюд для картины "Боярыня Морозова"

Год создания : 1884—1887

Материал : Холст, масло

Размер : 26 x 34.7

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Юродивый, сидящий на снегу. Этюд к картине Боярыня Морозова

Год создания : 1885

Материал : Холст, масло

Название : Чернобородый стрелец. Этюд для картины Боярыня Морозова

Год создания : 1879

Материал : Холст, масло

Название : Нищий, стоящий на коленях. Этюд для картины Боярыня Морозова

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло

Название : Задумавшийся подросток. Этюд для картины Боярыня Морозова

Год создания : 1885

Материал : Холст, масло

Название : Голова монахини. Этюд для картины Боярыня Морозова

Материал : Холст, масло

Название : Боярышня со скрещенными на груди руками

Материал : Холст, масло

Название : Боярышня в синей шубке. Этюд для картины Боярыня Морозова

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Боярышня в фиолетовой душегрее. Этюд

Год создания : 1886

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет Е.К.Дерягиной

Год создания : 1879

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Сцена из римского карнавала

Год создания : 1884

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер

Год создания : 1902

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Натурщица

Год создания : 1882

Материал : Бумага, акварель

Название : Посещение царевной женского монастыря

Год создания : 1912

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Портрет матери художника

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской

Год создания : 1891

Материал : Холст, масло

Собрание : Государственная Третьяковская галерея



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: