Ярчайшая фигура русского авангарда, родоначальник русского конструктивизма. Советский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член объединений «Ослиный хвост» (1912), «Союз молодежи» (1911-14), «Обьединие новых течений» (1922-23) и др.
Татлин учился в МУЖВЗ у В.Серова Серов Валентин Александрович [1865—1911] Великий русский живописец, мастер портрета, автор исторических полотен. Действительный член Академии художеств с 1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок…. и К. Коровина Коровин Константин Алексеевич [1861—1939] Великий русский художник. Живописец, график, художник театра, пейзажист, портретист. В 1886 году получил звание неклассного художника, с 1905 — академик.
Участник выставок Товарищества передвижников (1889 — 1899), «Мир искусства»…, в Пензенском художественном училище. Еще мальчиком сбежав из дому, уплыл юнгой в Турцию, обьехав в этом качестве пол мира. Художник впоследствии отразил этот факт биографии в «АвтопортретеАвтопортрет. 1911Холст, масло» (1911). С 1918 по 1920 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских в Москве. В первые годы Советской власти заведующий Московской коллегией Отдела изобразительного искусства Наркомпроса (1918 — 1919), участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, проектировал «Памятник III Интернационала». Участник движения производственного искусства, один из основоположников художественного конструирования в СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В. Е. Татлин — родоначальник русского конструктивизма, подвижник русского авангарда. Творчество полнлстью заполняло его жизнь.
В Пензенском художественном училище Татлин получил основы художественных знаний, а в авангардных студиях Москвы и Петербурга у И. И. Машкова Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»…, Я. Ф. Ционглинского Ционглинский Ян ((Иван)) Францевич [1858—1912] …, М. Д. Берштейна Бернштейн Михаил Давидович [1875—1960] …, М.Ларионова Ларионов Михаил Федорович [1881—1964] Русский живописец и график. Учился в МУЖВЗе (1896-1901) у и . Начинал как импрессионист, затем создал ряд произв. в духе примитивизма. Теоретик русского авангарда, в 1912—1914 разработал теорию «лучизма»… сложился как профессиональный художник.
В 1914 году Татлин посетил Париж и встретился там с П. Пикассо. Возможно, с этим слегка курьезным визитом (Татлин приехал в Париж из Берлина, где на выставке русского народного искусства исполнял роль слепого бандуриста; он и для Пикассо сыграл на бандуре) косвенно связан переход художника от живописи, сочетавшей ларионовское влияние с элементами кубизма, к «живописным рельефам» (они же «контррельефы», или «материальные подборы»).
Эти объемно-пространственные абстракции из железа и дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами, впервые были показаны им на выставке в собственной студии в 1914 году. В то время они назывались «синтезо-статичными композициями». Они экспонировались так же на выставках «Трамвай Б», «1915 год», «Магазин». Эти работы открыли новое конструктивистское направление в русском авангарде.
Татлин делает эскизы посуды, одежды и даже печей, но его модели, как правило, утопичны, это проекты идей, а не вещей. Таков «Памятник III Интернационала» («Башня Татлина», 1919-20) — символическое воплощение революционной эпохи, впечатляющий, но вряд ли рассчитанный на реализацию синтез скульптуры, архитектуры и техники. Таков «махолет» «Летатлин», созданием которого художник занимался в течение трех лет (1929-32) в башне Новодевичьего монастыря (образ башни сродни Татлину — его первая студия в Москве тоже звалась «Башней»), — конструкция абсолютно природная и эстетически поразительная, напоминающая чертежи Леонардо да Винчи; художник не сомневался в ее воздухоплавательных возможностях и первое испытание намеревался провести со своим маленьким сыном.
В 1920-х Татлин работал в Наркомпросе, был инициатором «музеев художественной культуры», членом Отдела музеев, куратор реформы художественного образования и монументальной пропаганды, и в Инхуке (Институте художественной культуры), где руководил Отделом материальной культуры. Преподавал в Киевском художественном институте на фото-кинотеатральном отделении и во Вхутеине с 1927 по 1930 на отделении обработки дерева и керамики.
В эпоху Сталина после объявления авангарда антинародным явлением у художника осталось немного возможностей для самореализации. Панно Татлина для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1938 г. были уничтожены как «политически вредные». В конце концов он для заработка консультировал студентов Московского архитектурного института и делал наглядные пособия для Московского университета. Новое открытие его творчества произошло в 1970-х, тогда же стало ясно, сколь многое в современном искусстве он предвосхитил.