Виднейший русский архитектор иностранного происхождения начала ХVIII века.
Наиболее крупная роль в развитии русской архитектуры начала ХVIII века среди всех иностранных зодчих принадлежит несомненно Доменико Трезини (род. около 1670 г.—ум. 1734 г.).
Трезини был уроженцем Лугано, города, ныне входящего в состав Швейцарии. Биография Трезини почти неизвестна. Есть сведения, что в Россию он приехал не непосредственно с родины, а из Дании, где жил некоторое время.
В Петербурге Трезини появился в год основания города (1703) и с тех пор и до своей смерти упорно и много работал. Пристальное внимание, с которым он относился к стоявшим неред ним задачам, детальное изучение конкретной обстановки, в которой он работал, позволило Трезини создать произведения, принадлежащие к лучшим зданиям начала XVIII века.
Одной из важнейших построек Трезини было здание Петропавловского собораПетропавловский собор. 1703—1704 . Здание состоит из собственно церкви и громадной по размерам колокольни, завершающейся шпилем. Со стороны главного фасада колокольня полностью закрывает объем здания собора. Строительство здания было начато именно с колокольни. Форсирование строительства колокольни было вызвано желанием иметь в городе заметный издали высотный ориентир и, кроме того, башню, с которой было бы удобно и легко обозревать строительство нового города. Здание собора, и особенно колокольни, сильно пострадало от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии в шпиль. В 60—70-х годах здание было восстановлено очень близко к своему первоначальному виду. Только добавленные во второй половине ХVIII века небольшие портики у западного и южного фасадов не связаны с общим первоначальным замыслом.
Переоценка и новая трактовка архитектурной темы, имевшей столь давние традиции в русской архитектуре, подчинение церковного сооружения новым задачам, связь здания с градостроительством, наконец, сдержанная и простая обработка внешнего и внутреннего облика делают эту постройку очень характерным и ценным памятником начала ХVIII века.
Другой значительной работой Трезини в Петропавловской крепости являются Петровские ворота (1717—1718). На примере этих ворот до нас дошел особый вид построек того времени, обычно выполнявшихся из нестойких материалов и потому, как правило, скоро исчезнувших триумфальных сооружений, связанных с победами России в Северной войне. Петровские ворота крепости также первоначально были деревянными. При строительстве каменных на них был перенесен деревянный резной рельеф с первых ворот.
Одним из крупнейших сооружений Д. Трезини было здание Двенадцати коллегийздание Двенадцати коллегий (университет). 1722—1742 (1722; закончено к 1742; ныне университет), в которой нашла воплощение новая тема большого административного учреждения. Здание подразделено на двенадцать частей, каждая из которых подчеркнута выступом и имеет самостоятельную кровлю. Все эти отдельные звенья объединены общей основной плоскостью фасадов и связаны между собой по первому этажу галлереями, продолжающимися по всей длине здания; одна из них сохранилась и поныне. Фасады решены крайне просто. Нижний этаж рустован, два верхних объединены общими лопатками и пилястрами очень небольшого рельефа.
Здание Двенадцати коллегийздание Двенадцати коллегий (университет). 1722—1742 должно было войти в целую группу сооружений, которые предполагалось воздвигнуть на стрелке Васильевского острова, где было задумано в это время строительство нового административного и торгового центра. В их число должна была включаться и находившаяся в непосредственной близости к северному торцу здания Двенадцати коллегийздание Двенадцати коллегий (университет). 1722—1742 еще одна большая постройка Трезини — Гостиный дворВид Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве-реке. Государственный Эрмитаж (20-е гг.). Сильно перестроенное в первой половине XIX века, это здание было почти полностью срыто в конце XIX — начале XX века. О первоначальном облике его наиболее полное представление дает гравюра 1753 года с рисунка М. И. Махаева. По общей композиции это был неправильной формы многогранник (план был подсказан самим участком, на котором возводилось здание) с большим внутренним двором для склада товаров и магазинными помещениями, объединенными открытыми галлереями. Здесь вновь интересна новая архитектурная тема, подготовляющая столь широко строившиеся впоследствии «гостиные дворы».
В конце 20-х — начале 30-х годов Трезини работал уже менее интенсивно. Из его построек конца 20-х годов следует выделить перестройку со значительным увеличением так называемого Второго Зимнего дворца, находившегося у впадения Зимнедворцового канала (Зимней канавки) в Неву, на месте нынешнего здания Эрмитажного театра.