Тырса Николай Андреевич(1887—1942)

Русский художник, мастер графики, представитель модерна и «тихого искусства».

Работал педагогом в Свободных художественных мастерских – высшем художественно-техническом институте (Вхутеин, 1918–1922) и Институте гражданских инженеров (1924–1942).

 

Родился в с. Аралых, Эриванская губ. (ныне Аралык, Турция). Умер в Вологде. Станковист и иллюстратор. Работал также в области декоративно-прикладного искусства (стекло).

Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А. Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09) и в художественной школе Е.Н. Званцевой (1907-10). Впервые он обратил на себя внимание критики в 1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
В молодости Тырса отдал несколько лет изучению древнерусского искусства — копируя фрески и участвуя в их реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских особняков.

В 1920-х гг. внимание художника было сосредоточено на графике. В станковой графике — многочисленных рисунках и акварелях с натуры — он оттачивал свое мастерство. Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка, но и над нею он трудился с увлеченностью.
В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив «Комедию о царе Максимилиане», а иллюстрации к «Козлику» (1923) положили начало работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг, среди которых выделялись «Осада дворца» В. А. Каверина, «Республика ШКИД» Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В. В. Бианки, «Военные кони» Н. С. Тихонова, «Детство» М. Горького; чаще же всего он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.

В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников.

С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг. Его картины — пейзажи, натюрморты, интерьеры, изображения обнаженных моделей — вырастали из натурных этюдов и, в отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают темпераментностью воплощения этого мира на холсте.

В те же годы для него самостоятельный интерес приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных эстампов (в том числе знаменитого «Букета», 1939), а неутомимость ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники «размывки тушью по камню», небывало расширившей возможности литографии. В детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1936), «Анне Карениной» Л. Н. Толстого (1939) и «Герою нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1940).

В 1940-41 гг. он занялся еще и стеклоделием, и работая вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, спроектировал около двух десятков изделий — графинов, стаканов и ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из основателей ленинградской школы художественного стекла.
Большая персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась лишь неделю — началась война.

29 января 1942 г. его, обессиленного блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком поздно.

Меню