Русская и советская художница, ведущая фигура русского авангарда. Участвовала в выставках «Бубнового валета», «Трамвай В», «0,10». Входила в группу последователей К.Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…. «Супремус». Преподавала во ВХУТЕМАСе, была членом Инхука.
Родилась в Орле. В 1906 г. занималась в художественной школе у К. Ф. Юона Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник…. Удальцова училась в частных студиях Москвы, а также в Париже у Ле Фоконье, Метценже и Сегонзака, работала в мастерской В. Е. Татлина Татлин Владимир Евграфович [1885—1953] Ярчайшая фигура русского авангарда, родоначальник русского конструктивизма. Советский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член объединений «Ослиный хвост» (1912), «Союз молодежи»…. Испытав влияние кубизма, в 1916 г. Удальцова вошла в группу последователей К.Малевича Малевич Казимир Северинович [1978—1935] Русский художник, теоретик искусства, педагог и философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве…. «Супремус». Художница была ассистентом Малевича во Вхутемасе. Участвовала в выставках «Бубнового валета», «Трамвай В», «0,10» (1914–1915). Совместно с художниками В. Е. Татлиным Татлин Владимир Евграфович [1885—1953] Ярчайшая фигура русского авангарда, родоначальник русского конструктивизма. Советский живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Член объединений «Ослиный хвост» (1912), «Союз молодежи»… и Л.С. Поповой Попова Любовь Сергеевна [1889—1924] Живописец, график, театр. художник. Сестра литературоведа и философа П.Попова. Училась в студии К.Юона в Москве (1908-09), затем в Париже (1912-13). Участница выставок. Представительница русского худ. авангарда, с 1914 близка к кубофутуристам. Член худ…. работала в Москве в студии «На башне», созданной в 1911 г. М.Ларионовым Ларионов Михаил Федорович [1881—1964] Русский живописец и график. Учился в МУЖВЗе (1896-1901) у и . Начинал как импрессионист, затем создал ряд произв. в духе примитивизма. Теоретик русского авангарда, в 1912—1914 разработал теорию «лучизма»….
После революции художница активно участвовала в художественной жизни Москвы, преподавала в Свободных художественных мастерских, ВХУТЕМАСе, была членом Инхука, однако вскоре вышла из него, протестуя против отказа от станкового искусства в пользу производственного. В 1920-е годы Удальцова под влиянием своего мужа и единомышленника А.Д. Древина Древин (Древиньш) Александр Давидович [1889—1938] Один из лидеров русского авангарда 1920-30-х гг…. вернулась к обновленной фигуративности. Доминантой для Удальцовой, вошедшей в группу «Тринадцать», становится взгляд на мир отдельного человека, ценность индивидуального, личного восприятия, не авангардная экспансия вовне, но интенсивное «впитывание» внешнего мира, его «сгущение» в картину. В 1929–1933 гг. вместе со своим мужем А.Д. Древиным Древин (Древиньш) Александр Давидович [1889—1938] Один из лидеров русского авангарда 1920-30-х гг…. Удальцова совершила путешествие на Алтай, а в 1933 – 1935 гг. работала в Армении. После ареста Древина Древин (Древиньш) Александр Давидович [1889—1938] Один из лидеров русского авангарда 1920-30-х гг…. в 1938 г. и до конца жизни Удальцова писала в основном натюрморты. Писала и соцреалистические вещи (серия портретов военных летчиков, 1941–1945).
Работы художницы находятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, других крупных музеях России и за рубежом.