Васнецов Аполлинарий Михайлович(1856—1933)

Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Учился в Вятском духовном училище, которое окончил в 1872 году. Переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у своего саршего брата Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как  В.Д. Поленов Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор.
Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в…, И.Е. Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, М.М. Антокольский и В.М. Максимов.

Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Младший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно, развивается по своему руслу. А. Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, В.Д. Поленовым Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор.
Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в…, И.Е. Репиным Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров «Далёкое близкое». Среди его учеников ,…, и др.
Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников. Постепенно набирая мастерство и силу, художник ищет пути к созданию обобщенных образов, в которых он сможет с максимальной полнотой выразить свое глубокое, интимное чувство связи с родной землей, с Родиной.
Лучшая вещь этого периода так и называется  — «Родина» (1886). И не случайно А. Васнецов становится зрелым и оригинальным мастером, когда обращается к изображению знакомой ему с детства природы Русского Севера. В 1890-х начале 1900-х гг. он пишет самые значительные свои работы: «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Сибирь» (1894), «Кама» (1895), «Северный край» (1899), «Озеро» (1902) и др. Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников.
На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр — особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь. Здесь он не был одинок, в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники — А.П. Рябушкин, С.В. Иванов. Но как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных.
С наслаждением погружается художник в почти сказочную необычность и красочность этой архитектуры («Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века», «Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века»). Москва в момент основания («Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году») и в XIV в. («Московский Кремль при Дмитрии Донском»), Mосква чинная, почти благостная («Площадь Ивана Великого в Москве. XVII век») и Москва трагическая, страшная («Московский застенок XVI века»). Огромная серия работ маслом и акварелью.
Одновременно художник продолжал писать и «обычные» пейзажи, но силы и размаха работ 1890-х — начала 1900-х гг. в них он уже не достигал.
Как и многие ведущие художники эпохи, А. Васнецов активно работал в театре. С театральным творчеством он соприкоснулся еще в 1880-е гг. в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, когда вместе с другими членами Мамонтовского кружка писал декорации для «живых картин» и домашних спектаклей.
В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку «Хованщины» М.П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова дотошной исторической (и археологической) реконструкции. Среди других театральных работ Васнецова (после успеха «Хованщины» его приглашают разные оперные театры для оформления спектаклей на «русскую» тему) особенно удачным стало оформление оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
А. Васнецов был среди основателей Союза русских художников (СРХ), преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX в.
Русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880–1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву. Был членом «Товарищества передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1918), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана. Долгая преподавательская деятельность оставила плодотворный след в творчестве его учеников — А. Герасимова, С. Герасимова, В. Мешкова, Б. Яковлева.
Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек — эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна (Тайга на Урале. Синяя гора, 1891; Кама, 1895; обе картины в Третьяковской галерее, Москва; Северный край. Сибирская река, 1899, Русский музей, Петербург). Вошел в традицию прежде всего своими историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик Москвы 12–17 вв., чаще всего — Москвы последнего «допетровского» века (Улица в Китай-городе. Начало 17 века; Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот, обе работы – 1900; Книжные лавочки на Спасском мосту, 1912; Гонцы. Ранним утром в Кремле, 1913; все картины в Третьяковской галерее; и др.). Точные данные современной мастеру археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. К этим вещам по духу близки и театральные работы художника (оформление Ивана Сусанина М.И.Глинки, 1885, и Хованщины М.П.Мусоргского, 1897, для Частной русской оперы С.И.Мамонтова; и др.). Был членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов. Написал главу «Облик старой Москвы» для второго тома Истории русского искусства (1910), выходившей под редакцией И.Э.Грабаря.
В своей книге Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи (1908) стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или «вне тезисов искусства») «начинается область заблуждений». С этих позиций критиковал «декадентщину». Размежевание модерна и авангарда проявилось здесь так же отчетливо, как и в арт-критике А.Н.Бенуа. После революции продолжал свой цикл «историко-археологических» пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья.

Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины — таков был этот замечательный человек в глазах современников. «Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее…» — пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон. Умер Васнецов в Москве 23 января 1933.

Меню