Биографии

Васнецов Аполлинарий Михайлович(1856—1933)


Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Учился в Вятском духовном училище, которое окончил в 1872 году. Переехал в Петербург, где жил с 1872 по 1875 год. Учился живописи у своего саршего брата Виктора Васнецова, а также у таких мастеров, как  В.Д. Поленов Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., И.Е. Репин Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., М.М. Антокольский и В.М. Максимов.

Русский художник, мастер исторической живописи, пейзажист. Младший брат Виктора Васнецова, творчество его самобытно, развивается по своему руслу. А. Васнецов не получил систематического художественного образования. Его школой стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими художниками: братом, В.Д. Поленовым Поленов Василий Дмитриевич [1844—1927] Русский исторический живописец, пейзажист, театральный художник, композитор. Учился у П.П. Чистякова, затем в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Участвовал в..., И.Е. Репиным Репин Илья Ефимович [1844—1930] Великий русский художник, живописец, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников ,..., и др. Молодого художника интересует прежде всего пейзаж. Ранние его работы (1880-х гг.) не свободны от влияний старших современников. Постепенно набирая мастерство и силу, художник ищет пути к созданию обобщенных образов, в которых он сможет с максимальной полнотой выразить свое глубокое, интимное чувство связи с родной землей, с Родиной. Лучшая вещь этого периода так и называется  — "Родина" (1886). И не случайно А. Васнецов становится зрелым и оригинальным мастером, когда обращается к изображению знакомой ему с детства природы Русского Севера. В 1890-х начале 1900-х гг. он пишет самые значительные свои работы: "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Северный край" (1899), "Озеро" (1902) и др. Это не тихая, поэтичная Россия, но Россия первозданной силы и безудержного размаха, та, что рождает и могучих богатырей-защитников, и лихих удальцов-разбойников. На рубеже веков из любви к русской истории, красоте старого быта и памятникам старой Москвы в творчестве художника возникает новый жанр - особый тип исторического пейзажа, в котором А. Васнецов пытается возродить облик и самую жизнь допетровской Москвы. В решении этой задачи органично соединились Васнецов-художник и Васнецов-исследователь. Здесь он не был одинок, в то время воссозданием быта и жизни допетровской России занимались и другие художники — А.П. Рябушкин, С.В. Иванов. Но как знаток старинной русской архитектуры Васнецов не знал себе равных. С наслаждением погружается художник в почти сказочную необычность и красочность этой архитектуры ("Улица в Китай-городе. Начало XVII века", "Москворецкий мост и Водяные ворота. Середина XVII века", "Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века"). Москва в момент основания ("Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году") и в XIV в. ("Московский Кремль при Дмитрии Донском"), Mосква чинная, почти благостная ("Площадь Ивана Великого в Москве. XVII век") и Москва трагическая, страшная ("Московский застенок XVI века"). Огромная серия работ маслом и акварелью. Одновременно художник продолжал писать и "обычные" пейзажи, но силы и размаха работ 1890-х - начала 1900-х гг. в них он уже не достигал. Как и многие ведущие художники эпохи, А. Васнецов активно работал в театре. С театральным творчеством он соприкоснулся еще в 1880-е гг. в Абрамцеве, имении С. И. Мамонтова, когда вместе с другими членами Мамонтовского кружка писал декорации для "живых картин" и домашних спектаклей. В 1897 г. Мамонтов пригласил художника оформить постановку "Хованщины" М.П. Мусоргского в Московской частной опере. Сюжет из русской истории конца XVII в. требовал от Васнецова дотошной исторической (и археологической) реконструкции. Среди других театральных работ Васнецова (после успеха "Хованщины" его приглашают разные оперные театры для оформления спектаклей на "русскую" тему) особенно удачным стало оформление оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". А. Васнецов был среди основателей Союза русских художников (СРХ), преподавал, часто выступал в печати со статьями по вопросам охраны памятников и теории художественного творчества, состоял в различных научных обществах и комиссиях. Певец старой Москвы, он в то же время занимал видное место в культурной жизни столицы первой трети XX в. Русский художник, теоретик искусства и историк, представитель изобразительного искусства русского модерна. Родился в селе Рябово (Вятская губерния) 25 июля (6 августа) 1856 в семье священника. Учился живописи у старшего брата, В.М.Васнецова. В 1870-е годы, проникшись идеями народничества, оставил искусство, став сельским учителем, но вскоре вернулся к живописи. В 1880–1890 жил в Петербурге, помещал свои рисунки в журналах «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и др. Затем переселился в Москву. Был членом «Товарищества передвижников» и одним из организаторов «Союза русских художников» (1903). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1918), руководил классом пейзажной живописи после смерти И.И.Левитана. Долгая преподавательская деятельность оставила плодотворный след в творчестве его учеников — А. Герасимова, С. Герасимова, В. Мешкова, Б. Яковлева. Важное место в его искусстве заняли мотивы девственной природы Урала и Сибири, образы древних гор, хмурых лесов и полноводных рек — эпические образы, примыкающие к искусству северного модерна (Тайга на Урале. Синяя гора, 1891; Кама, 1895; обе картины в Третьяковской галерее, Москва; Северный край. Сибирская река, 1899, Русский музей, Петербург). Вошел в традицию прежде всего своими историко-архитектурными картинами, проникновенно воссоздающими облик Москвы 12–17 вв., чаще всего — Москвы последнего «допетровского» века (Улица в Китай-городе. Начало 17 века; Москва конца 17 столетия: на рассвете у Воскресенских ворот, обе работы – 1900; Книжные лавочки на Спасском мосту, 1912; Гонцы. Ранним утром в Кремле, 1913; все картины в Третьяковской галерее; и др.). Точные данные современной мастеру археологии одушевлены здесь поэтической фантазией, передающей не какие-то кусочки старинного быта, а его целостную среду. К этим вещам по духу близки и театральные работы художника (оформление Ивана Сусанина М.И.Глинки, 1885, и Хованщины М.П.Мусоргского, 1897, для Частной русской оперы С.И.Мамонтова; и др.). Был членом Московского археологического общества (с 1906) и председателем Комиссии по изучению старой Москвы (с 1918); сделал на их заседаниях немало научных докладов. Написал главу «Облик старой Москвы» для второго тома Истории русского искусства (1910), выходившей под редакцией И.Э.Грабаря. В своей книге Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи (1908) стремился восстановить идеально-классические представления, полагая, что вне идеалов (или «вне тезисов искусства») «начинается область заблуждений». С этих позиций критиковал «декадентщину». Размежевание модерна и авангарда проявилось здесь так же отчетливо, как и в арт-критике А.Н.Бенуа. После революции продолжал свой цикл «историко-археологических» пейзажей, исполнив в 1920-е годы ряд картин для Коммунального музея (ныне Музей истории и реконструкции Москвы). Писал также живописные этюды Москвы и Подмосковья. Художник и ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и седой старины — таков был этот замечательный человек в глазах современников. "Искусство Аполлинария Васнецова, обладавшего даром видеть и воскрешать живой трепет жизни ушедших веков, было проникнуто подлинно вдохновенным теплом и правдой. Оно не только не умрет, а, наоборот, чем дальше будет существовать, тем будет ценимее..." — пророчески писал об этом большом мастере его современник, теоретик искусства К. Ф. Юон. Умер Васнецов в Москве 23 января 1933.

Название : Избушка в лесу

Материал : Холст, масло

Размер : 56,6 х 71

Собрание : Частная коллекция

Название : Лиственницы

Год создания : 1905

Материал : Картон на холсте, уголь, акварель, белила

Размер : 50 x 62

Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Название : Кипарисы

Год создания : 1906

Материал : Холст на картоне, масло

Размер : 40,5 x 32

Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Название : В тени лип. Демьяново

Год создания : 1907

Собрание : Частное собрание

Название : Ветка яблони

Год создания : 1930

Собрание : Одесский художественный музей

Название : Вид из «Ласточкиного гнезда». Крым

Год создания : 1924

Собрание : Частное собрание

Название : Вид из окна столовой. Рябово

Год создания : 1919

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Воскресенский мост в XVII веке

Год создания : 1921

Материал : Бумага, акварель, уголь.

Размер : 49 x 68

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века

Год создания : 1901

Материал : Холст, масло.

Размер : 155 x 285

Собрание : Ярославский художественный музей

Название : Выход боярыни (боярыня, княгиня)

Год создания : 1909

Материал : Бумага на картоне, уголь, акварель

Размер : 50,5 x 62

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века

Год создания : 1913

Материал : Холст, масло.

Размер : 125 x 177

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Гора Благодать

Год создания : 1890

Материал : Этюд Холст на картоне, масло.

Размер : 38 x 31

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Горный пейзаж

Год создания : 1895

Материал : Этюд Холст, масло

Размер : 67,5 x 48

Собрание : Тюменский музей изобразительных искусств

Название : Городская площадь XVII века

Материал : Бумага, карандаш, акварель

Размер : 59,3 x 72

Собрание : Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова

Название : Гроза идет

Год создания : 1911

Материал : Холст, масло.

Размер : 125 x 176

Собрание : Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина

Название : Двор удельного князя

Название : Дворцовый мост XVIII века через реку Яузу. Лефортово

Год создания : 1920-е

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Днепр перед бурей

Год создания : 1888

Материал : Холст, масло

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Дом бывшего Археологического общества на Берсеневке

Год создания : 1923

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : За варкой варенья

Год создания : 1892

Материал : Холст, масло

Размер : 47,1 x 66

Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Название : Зимний сон ( Зима ). 1908-

Год создания : 1914

Собрание : Частное собрание

Название : Кама

Год создания : 1895

Материал : Холст, масло.

Размер : 143 x 250

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке

Год создания : 1916

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, белила, карандаш.

Размер : 50 x 67

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Коломенское. Ворота башни Часозвон

Год создания : 1927

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Красная площадь во второй половине XVII века

Год создания : 1925

Материал : Холст, масло.

Размер : 122 x 177

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Красные скалы в Кисловодске

Год создания : 1895

Собрание : Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко

Название : Крым

Год создания : 1890

Собрание : Частное собрание

Название : Крым. Байдарские ворота

Год создания : 1890

Материал : Холст, масло.

Размер : 107 x 142

Собрание : Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

Название : Крымский вид

Год создания : 1893

Собрание : Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Название : Крымский пейзаж

Год создания : 1890

Собрание : Государственный музей искусств имени А. Кастеева Республики Казахстан

Название : Лесная тропинка. Абрамцево

Год создания : 1885

Материал : Холст, масло

Размер : 58,1 x 126

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Летний день

Год создания : 1880-е

Собрание : Ярославский художественный музей

Название : Летний день

Собрание : Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Название : Летний пейзаж

Год создания : 1902

Материал : Дерево, масло.

Размер : 22 x 33

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Лубяной торг на Трубе в XVII веке

Год создания : 1926

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь.

Размер : 45 x 62

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Медведчики (развлечение). Старая Москва

Год создания : 1911

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь

Размер : 48,5 x 60

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Москва. Конец XVII века

Год создания : 1902

Материал : Бумага, акварель.

Размер : 55 x 38

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Московский Кремль

Год создания : 1897

Материал : Холст, масло

Размер : 94,5 x 106

Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Название : Московский Кремль при Дмитрии Донском ( Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 году )

Год создания : 1922

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш.

Размер : 51 x 80

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Московский Кремль при Иване III

Год создания : 1921

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш.

Размер : 49 x 68

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Московский Кремль при Иване Калите

Год создания : 1921

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш.

Размер : 51 x 69

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Московский Кремль. Соборы

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло.

Размер : 90 x 79

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков)

Год создания : 1912

Материал : Холст, масло.

Размер : 152 x 170

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : На погосте. Демьяново

Год создания : 1917

Собрание : Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко

Название : На рассвете у Воскресенского моста. Конец XVII века

Год создания : 1900

Материал : Холст, масло.

Размер : 138 x 122

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Новодевичий монастырь. Башни

Год создания : 1926

Материал : Холст, масло

Размер : 59,5 x 78

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Новый Симеиз. Сумерки

Год создания : 1906

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Оборона Москвы от хана Тохтамыша. XIV век

Год создания : 1918

Материал : Бумага, акварель, уголь

Размер : 64,5 x 92

Собрание : Костромской государственный объединенный художественный музей

Название : Озеро

Год создания : 1902

Материал : Холст, масло

Размер : 124,2 x 211

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Озеро в горной Башкирии. Урал

Год создания : 1895

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Оренбургские степи

Год создания : 1893

Материал : Холст, масло.

Размер : 71 x 141

Собрание : Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых

Название : Осинки. Абрамцево

Год создания : 1886

Материал : Холст, масло

Размер : 58,2 x 34

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году

Год создания : 1917

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш.

Размер : 52 x 69

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век

Год создания : 1903

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь

Размер : 46,5 x 60

Собрание : Государственный Исторический музей

Название : Покинутая усадьба

Год создания : 1901

Собрание : Днепропетровский художественный музей

Название : Пруд. Демьяново. Близ Клина

Год создания : 1917

Материал : Холст, масло.

Размер : 64 x 88

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Пушечно-литейный двор на реке неглинной

Год создания : 1918

Собрание : Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко

Название : Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века

Год создания : 1922

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш.

Размер : 64 x 108

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Родина

Год создания : 1886

Материал : Холст, масло.

Размер : 49 x 73

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Ротонда Миловида в Найденовском парке. Москва

Год создания : 1920-е

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Рыбаки. 1886-

Год создания : 1887

Материал : Холст, масло.

Размер : 49 x 35

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Северный край

Год создания : 1899

Материал : Холст, масло.

Размер : 178 x 250

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Северный пейзаж

Год создания : 1902

Материал : Холст, масло.

Размер : 39 x 51

Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко

Название : Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке

Год создания : 1924

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш.

Размер : 45 x 62

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Серый день (Серенький денек)

Год создания : 1883

Материал : Холст, масло

Размер : 54,5 x 89

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Сибирь

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло.

Размер : 107 x 178

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Симонов монастырь. Облака и золотые купола

Год создания : 1927

Материал : Холст, масло.

Размер : 79 x 62

Собрание : Частное собрание

Название : Скит

Год создания : 1901

Материал : Холст, масло.

Размер : 56 x 74

Собрание : Национальный художественный музей Республики Беларусь

Название : Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке

Год создания : 1922

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш.

Размер : 64 x 108

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Старая Москва

Год создания : 1896

Материал : Картон, акварель

Размер : 32,5 x 45

Собрание : Львовская государственная картинная галерея

Название : Старая Москва. Отъезд с кулачного боя (Возвращение Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем)

Год создания : 1900-е

Материал : Бумага, карандаш, акварель.

Размер : 52 x 65

Собрание : Самарский художественный музей

Название : Старорусский город

Год создания : 1899

Материал : Холст, масло

Размер : 120 х 112

Собрание : Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»

Название : Строительство деревянных стен Кремля. XII век

Год создания : 1903

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь

Размер : 52,5 x 75

Собрание : Государственный Исторический музей

Название : Сумерки

Год создания : 1889

Материал : Холст, масло.

Размер : 113 x 176

Собрание : Киевский национальный музей русского искусства

Название : Сумрачный день

Год создания : 1919

Собрание : Частное собрание

Название : Тайга на Урале. Синяя гора

Год создания : 1891

Материал : Холст, масло.

Размер : 107 x 142

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Татары идут. Конец XIV века (Идут! Набег татар на Москву)

Год создания : 1909

Материал : Картон, уголь, акварель

Размер : 46,8 x 37

Собрание : Ульяновский художественный музей

Название : Торг в Нижнем Новгороде. 1908-

Год создания : 1912

Материал : Бумага на картоне, акварель, карандаш

Размер : 60 х 82

Собрание : Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Название : Троице-Сергиева лавра. 1908-

Год создания : 1913

Собрание : Севастопольский художественный музей имени П.М. Крошицкого

Название : Троицкая церковь на Берсеневке

Год создания : 1922

Материал : Холст, масло

Размер : 59,5 x 78

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Улица в Китай-городе. Начало XVII века

Год создания : 1900

Материал : Холст, масло.

Размер : 125 x 178

Собрание : Государственный Русский музей

Название : Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке

Год создания : 1926

Материал : Бумага, акварель, уголь.

Размер : 45 x 60

Собрание : Музейное объединение «Музей Москвы»

Название : Уральский пейзаж. 1890-

Год создания : 1891

Материал : Этюд Холст на картоне, масло.

Размер : 28 x 37

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Уральский пейзаж

Год создания : 1930

Материал : Холст, масло.

Размер : 89 x 53

Собрание : Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Название : Утро

Год создания : 1892

Материал : Холст, масло.

Размер : 107 x 143

Собрание : Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Название : Церковь Цминда Самеба. Кавказ

Год создания : 1895

Собрание : Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки

Название : Чаша моря. 1924-

Год создания : 1925

Собрание : Частное собрание

Название : Шум старого парка

Год создания : 1926

Материал : Холст, масло.

Размер : 106 x 176

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Элегия

Год создания : 1893

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Юнгфрау. Венген

Год создания : 1912

Собрание : Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

Название : Яшкин дом

Год создания : 1880—1886

Собрание : Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»

Название : Абрамцевские дали

Год создания : 1880-е

Собрание : Мемориальный музей-квартира А.М. Васнецова

Название : Ахтырка. Вид усадьбы

Год создания : 1894

Материал : Холст, масло

Размер : 36,5 x 60

Собрание : Государственная Третьяковская галерея

Название : Базар. XVII век

Год создания : 1903

Материал : Холст, масло.

Размер : 245 x 211

Собрание : Государственный Исторический музей

Название : Баллада. Урал

Год создания : 1897

Материал : Холст, масло.

Размер : 107 x 142

Собрание : Одесский художественный музей

Название : В Московском Кремле

Название : В осадное сиденье. Троицкий мост и башня Кутафья

Год создания : 1915

Материал : Бумага на картоне, акварель, уголь.

Размер : 50 x 68

Собрание : Частное собрание



×
Ваша заявка принята!
Мы ответим Вам в самое ближайшее время.
Оценить еще одну вещь
Подписывайтесь в социальных сетях: