Верещагин Василий Петрович(1835—1909)

Русский художник. Начальное художественное образование получил в уездном училище, живописи обучался у деда И.В. Бабина и у А.У. Орлова. В 1857-1861 годах учился в Академии художеств. Удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени. В 1863-1869 гг. пенсионер АХ за границей (Франция, Италия). Посетил все важнейшие художественные центры, изучал и копировал картины старых мастеров. Был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи (1869). Более 20 лет преподавал в АХ рисунок и композицию.

Василий Петрович Верещагин, профессор в Императорской Академии Художеств, родился в 1835 г.

Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию Художеств учеником А.Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в академии он получил все академические медали ( в 1858 г. — 2 серебрянную; 1859 г. — 1 серебрянную; 1860 г. — 2 золотую за программу «Олимпийские игры»; 1861 г. — 1 золотую за программу «На свадьбе Великого Князя Василия Васильевича Темного Великая Княгиня София Витовтовна отнимает у Князя Василия Косого-Шемяки пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому», тогда же получил звание классного художника 1 степени).

Отправившись за границу пенсионером академии (1863 г.), Верещагин посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. В 1869 г. получает звание профессора 2 степени за картину «Свидание узника с семейством», в 1883 г.— профессор 1 степени.

В.П. Верещагин после возвращения в Россию становится преподавателем исторического класса Академии художеств ( в 1894 г. оставляет службу при Академии Художеств). При этом много работает и над собственными картинами, которые отличаются, как и у большинства выпускников Академии, высоким исполнительским мастерством, выверенным построением картины и отменным рисунком.

Таковы картины художника на библейские сюжеты (например, «Ночь на Голгофе», 1860), таковы и картины, написанные по мотивам русских былин («Илья Муромец на пиру у князя Владимира», 1872) и истории земли русской («Осада Троице-Сергеевой лавры в 1608 году», 1891); «Видение Дмитрия Донского на Куликовом поле», 1896), исполнял картины на жанровые темы «Крестьянка», «В пути», «Шарманка», «Усталая» и др.). В 1907 г. В.П. Верещагин прислал в Пермский музей несколько картин своих и брата, именно они послужили началом для организации художественного отдела музея.

Как и большинство художников классического направления, В.П. Верещагин много работает по оформлению строящихся церквей, соборов (эскизы мозаик для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, иконы для главного иконостаса храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры).

В 1891 г. Верещагин издал «Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей». 

Меню