Вейсберг Владимир Григорьевич(1924—1985)

Живописец и теоретик искусства. Член Союза художников СССР.Разработал оригинальную колористическую концепцию «белого на белом» («Двенадцать колонн», 1976).

С 1943-1948 учился в студии ВЦСПС у ху­дожника С.Н. Ивашева-Муса­това, позднее посещал мастер­ские И.И. Машкова Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»… и А.А. Осмеркина Осмеркин Александр Александрович [1892—1953] Русский живописец, график. Учился в Киевском худ. уч-ще, затем в студии И.Машкова (Москва, 1913-15). Педагог, участник художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской ленинградского института…. В первые годы про­фессиональной работы худож­ник обращался к опыту раз­личных направлений живописи — импрессионизма, постим­прессионизма, к цветовым принципам А. Матисса и пред­метно-пространственным кон­струкциям П. Сезанна. Вейсберга отличал глубокий инте­рес к проблемам философии, теории искусства, литературе, поэзии и музыке, что помогало ему в решении конкретных жи­вописных проблем. Начало самостоятельной твор­ческой работы художника от­носится к 1940-м.

Вейсберг бы­стро нашел свой художественный почерк. Ранние работы еще явно свидетельствуют о впечатлениях, полученных в студиях И.И. Машкова Машков Илья Иванович [1881—1944] Известный русский живописец. Посещал Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у и . В 1909 был исключен из училища за художественное вольнодумство. Был членом объединений «Мир искусства»… и А.А. Осмеркина Осмеркин Александр Александрович [1892—1953] Русский живописец, график. Учился в Киевском худ. уч-ще, затем в студии И.Машкова (Москва, 1913-15). Педагог, участник художественной группы «Бубновый валет», профессор живописи и руководитель персональной мастерской ленинградского института…. Таковы его натюр­морты с фруктами, в которых цветовая гармония служит ма­жорному звучанию образа («НЕУБРАННЫЙ СТОЛНеубранный стол (Хаос). 1935», 1953). В начале 1950-х Вейсбергом были написаны глубоко психологические портреты. Выразительность в них достигается контрастами насыщенного цве­та — «ПОРТ­РЕТ ЛИЗЫ ПАВЛОВОЙ», 1957; «ГРУППОВОЙ ПОРТ­РЕТ СЕМЬИ ЩЕГОЛЕВЫХПортрет семьи Щегловых. 1958», 1958. В это время Вейсберг сблизился с художни­ками, ориентировавшимися на традиции объединения «Буб­новый валет», и в 1961 он вы­ступил на совместной выставке с Н.И. Андроновым, Н.А. Егоршиной, К.А. Мордовиным, Б.Г. Биргером, М.В. Ивановым, М.Ф. и П.Ф. Никоновыми, Л.Л. Берлиным. Эта группа по­лучила название «Группа 8».

Вейсберг неустанно работал, стремясь свободно овладеть профессиональным мастер­ством, тщательно и последова­тельно изучал творчество вели­ких мастеров прошлого. Серь­езное осмысление достижений художников нового времени, анализ структуры их произве­дений привели Вейсберга к собственной теории в живопи­си. Художник добивался, по его выражению, «невидимой живописи», получившей название «белое на белом». К осуще­ствлению этой идеи он настой­чиво шел всю жизнь. «Белое на белом» не отрицает наличия цвета: у Вейсберга «белое» со­стоит из множества едва разли­чимых «частиц» цвета. Сам ху­дожник говорил: «Гармония — некий однородный свет, ощу­щаемый постепенно сквозь (че­рез) конструкцию. Этот свет за пределами наших чувств. Ког­да он заторможен нашими ог­раниченными органами чувств, его ощущают, не понимая его». Свет для живописца не имеет ничего общего с освещением предметов, он как бы возника­ет изнутри картины («БЕЛОЕ НА БЕЛОМБелое на белом. 1961», 1961). С 1962 Вейсберг начал писать гипсо­вые фигуры, преимущественно геометрические, и с тех пор эта пластическая тема варьирова­лась им в течение всей его творческой жизни. Кубы, ци­линдры и пирамиды, выкра­шенные белой краской, сохраняли лишь свою геометриче­скую сущность, лишаясь харак­тера материала. Из этих пред­метов художник строил беско­нечное количество компози­ций, каждая из которых была настолько точной и завершен­ной, что не допускала никаких изменений. Грани, плоскости, изгибы поверхности всегда ста­новились объектами для глав­ного — выявления света, кото­рый пронизывал их и который они как бы излучали («НА­ТЮРМОРТ С КОЛБАМИ», 1964; «НАТЮРМОРТ С КАР­ТОШКОЙ», 1965). Внутрен­няя связь, соподчинение пред­метов в полотнах художника составляли гармонию, подчи­ненность пространству, создан­ному мастером и основанному на тончайших цветовых и све­товых отношениях. Помимо геометрических фигур художник помещал на свои полотна раковины, красо­та которых выявляется в его работах благодаря тончайшим реальным цветам («НАТЮР­МОРТ С КОРАЛЛОМ», 1977). Позднее он начал писать портреты. В этих произведениях духовное начало, пожалуй, выявилось еще отчетливее благодаря орга­ничному слиянию видения об­лика модели и своего внутрен­него субъективного пережива­ния.
Художник жил на Арбате и любил рисовать дворы и пере­улки. Его рисунки абсолютно классичны и напоминают рабо­ты старых мастеров при всей современности ощущения и видения. Вейсберг был пре­красным педагогом, многие ху­дожники, учившиеся у него, с благодарностью вспоминают его уроки. С 1959 по 1984 Вейсберг преподавал живопись в студии Института повыше­ния квалификации Союза ар­хитекторов СССР, с 1964 по 1966 — на Курсах телевидения Москвы. Жизнь художника в искусстве была трудной, рабо­ты вызывали непонимание и критические отзывы. Впервые его произведения экспонирова­лись в 1956, и до 1985 Вейс­берг участвовал в различных выставках. Первая персональ­ная выставка состоялась уже после кончины художника — в 1988. Большая часть работ Вейсберга находится за грани­цей в частных собраниях.
Литература:
Владимир Григорьевич Вейсберг. Живопись, рисунок, акварель. Каталог выставки. М, 1988.
Владимир Григорьевич Вейсберг . 1924 – 19985. Живопись, акварель, рисунок. Каталог выставки из собрания Государственной Третьяковской галереи к 70- летию со дня рождения. М., 1994.

Меню