Виллевальде Богдан (Готфрид) Павлович(1818—1903)

Русский художник. Профессор батальной живописи. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали (1838 г — две 2 серебрянных; 1839 — 1 серебрянную; 1841 г. — 2 золотую; 1842 г. — 1 золотую за программу «Сражение под Фершампенуазом», и звание классного художника IV класса). В 1842 году был отправлен за границу пансионером академии, но в 1844 году был вызван в Россию, по высочайшему повелению, для окончания работ, высочайше заказанных Зауервейду, умершему до выполнения их. С 1845 г. — академик. В 1848 г. получил звание профессора 3 степени за программу: «Сражение при Гисгюбеле» и «Сражение при Париже»; с тех пор он состоял профессором академии художеств. В 1859 г. — профессор 2 степени, 1872 г. — профессор 1 степени, 1888 г. — заслуженный профессор.

31 декабря 1818 (Павловск, Санкт-Петербургской губ.) — 11 марта 1903 (Дрезден)
Профессор батальной живописи. Родился в Павловске в 1818 г. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К.П. Брюллова и А.Н. Зауервейда. Имеет все академические медали (1838 г — две 2 серебрянных; 1839 — 1 серебрянную; 1841 г. — 2 золотую; 1842 г. — 1 золотую за программу «Сражение под Фершампенуазом», и звание классного художника IV класса). В 1842 году был отправлен за границу пансионером академии, но в 1844 году был вызван в Россию, по высочайшему повелению, для окончания работ, высочайше заказанных Зауервейду, умершему до выполнения их. С 1845 г. — академик. В 1848 г. получил звание профессора 3 степени за программу: «Сражение при Гисгюбеле» и «Сражение при Париже»; с тех пор он состоял профессором академии художеств. В 1859 г. — профессор 2 степени, 1872 г. — профессор 1 степени, 1888 г. — заслуженный профессор. Виллевальде окончательно посвятил себя военному жанру. Он объезжал и собирал на месте материал для своих картин в Венгерской кампании 1849 года, на Дунае в 1854, под Севастополем в 1855 г., на Кавказе в 1860 г., в Малой Азии и на Дунае в последнюю Русско-турецкую войну. В 1894 г. вышел в отставку от службы при Академии с оставлением членом Академического Совета. Умер в Дрездене 11 (23) апреля 1903 г. Большинство его жанровых картин взято им из кампании 1812 г.; все они, главным образом, написаны по рассказам очевидцев или по сохранившимся документам. Большинство этих произведений находится в галереях и дворцах особ Императорской фамилии. Приводим название нескольких его картин: «Сражение при Быстрице, 1849 г.», «Сражение под Карсом», «Атака под Варшавой», «Охотники Шериванского полка на Гунибе», «Сражение при Брони», «Сражение при Грохове», «Сражение при Гравелоте, в 1870 г.», «Сражение при Бронницах», «Башкиры во Франции в 1814 г.», «Александр I в Дрездене на террасе Брюля», «Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице», «Казаки при Бауцене в 1813 г.», «Граф Блюхер и казаки в Бауцене после сражения в 1813 г.», «Печальное известие (1813)», «Лейб-гусар и савойяры (1813)», «Казаки на Рейне (1814 года)», «Казаки везде дома (1815)», «Не бойтесь, мы казаки. Саксония, 1813 г.», «Сдача Шамиля», «Император Александр I в лагере башкирского войска на Бельвильских высотах, в Париже в 1814 г.», «Торжественный въезд императора Александра II в Москву для коронации в 1856 году», «На берегу Дуная в 1877 г.», «Разъезд улан в Болгарии». Разнообразие композиции, часто драматический характер сцен, иногда юмористический оттенок, историческая верность, типичность фигур — вот достоинства картин Виллевальде. Можно сказать, что Виллевальде создал русский баталический жанр и русскую батальную живопись. Под его руководством образовались почти все лучшие русские баталисты. (В. Чуйко) Б.П.Виллевальде, получивший художественное образование в Петербургской Академии Художеств (1838-42), своим поприщем избрал батальный жанр — очень почетный в эпоху Николая I. Навыки живописи такого рода он усвоил у своего учителя, А. И. Зауервейда. Всю жизнь Виллевальде писал эффектные большие картины, посвященные историческим победам русского оружия, а также официальным событиям — торжественному открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде или въезду императора Александра II в Москву для коронации. Все же ему удалось и слегка подновить батальный жанр. Он гораздо чаще, чем было принято до тех пор, обращался к современности или самой близкой истории; так, он не раз запечатлевал события трудно и долго тянувшейся кавказской войны (1817-64). Следуя общей тенденции своего времени и, очевидно, собственной склонности к бытовому реализму, художник старался по мере сил преодолевать помпезность и парадность. Он часто выезжал на места боевых действий, набираясь впечатлений, необходимых для правдивого изображения реальности. От широких картин сражений Виллевальде довольно охотно переходил к воссозданию мелких, частных эпизодов, позволяющих пристальнее вглядываться в происходящее («Эпизод из русско-венгерской войны», 1872; «Сражение при Быстрице», 1881; «Батальный этюд», «Голова военного», обе 1880-е, и др.). В последние два десятилетия жизни Виллевальде фактически преступил границу батального жанра в серии небольших полотен, посвященных походу русской армии в Западную Европу в 1813-15 гг.; здесь он с сочувствием и порой с незатейливым юмором живописал взаимоотношения, складывавшиеся между русскими солдатами и местными жителями.

Меню