Волков Александр Николаевич(1886—1957)

Русский и советский живописец, народный художник Узбекской ССР (1946).
Учился в Петербурге (в мастерских В.Е. Маковского Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину «Мастерская художника»; в…, 1908-1910, Н. К. Рериха и И.Я. Билибина Билибин Иван Яковлевич [1876—1942] Русский и советский художник, мастер книжной графики и театрально-декорационного искусства, акварелист, педагог. Окончив по настоянию отца юридический факультет Петербургского университета, в 1895-1898 годах учился в Рисовальной школе ОПХ у Я. Ционглинского,…, 1910—1912) и в Киевском художественном училище (1912—1916, у Ф. Г. Кричевского), по окончании которого переехал в Ташкент.
Для ранних работ Волкова, созданных под воздействием кубизма, характерны стилизация и геометризация форм, насыщенный, богатый оттенками цвет («Гранатовая чайхана», 1924, Третьяковская галерея); произведения конца 20-30-х гг. отличаются декоративной красочностью, крупными планами лиц, национальной характерностью образов («Девушки с хлопком», 1932, Третьяковская галерея; «Колхозник», 1933, Музей искусства народов Востока, Москва); в дальнейшем, всё более преодолевая стилизацию, Волков обращается к поискам раскрытия человеческого характера (многочисленные автопортреты и другие произведения). Преподавал (1929-1946) в Ташкентском художественном училище.

Александр Николаевич Волков родился в Скобелеве (ныне Фергана, Узбекистан) 19 (31) августа 1886 в семье военного врача. С раннего детства мальчик испытывал чувство восторга перед окружающим миром, яркой южной природой. В отличие от большинства русских художников, совершавших путешествие на Восток ради встречи с красотами Востока, он отправился на Запад за знаниями.

Художник учился в петербургской Академии художеств (1908-1910) у В.Е. Маковского Маковский Владимир Егорович [1846—1920] Русский художник. Сын Е.И. Маковского и брат художника . От Академии Художеств получил медали: в 1864 году — 2 серебряную медаль; в 1865 году — 2 серебряную медаль за картину «Мастерская художника»; в…, а также в Киевском художественном училище (1912-1916) у Ф.Г. Кричевского. После окончания он вернулся в Ташкент.
Мозаики Киевской Софии, Джотто, М.А. Врубель Врубель Михаил Александрович [1856—1910] Русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Учился в петербургской Академии художеств (1880—84) у П.П. Чистякова. Брал уроки акварели у И.Е. Репина.С 1889 в Москве. В 1891 руководил постройкой…, которого художник считал своим духовным учителем, кубизм и футуризм — все переплавилось в индивидуальную пластическую систему, главным в которой осталось — непосредственное восприятие жизни. Постепенно из мира Врубеля и Рериха, из мира иконной живописи, киевских сокровищ он перешел к тонким персидским миниатюрам, и далее к фигурам и пейзажам, которые сама действительность представляла ему и на строительстве Турксиба, и в новых кишлаках Ферганы, и на площадях современного Ташкента.

У народных мастеров Востока художник учился синтезу жизненных впечатлений, энергии пластического языка, символичности и декоративности цвета. Особое значение для него, как живописца, имело колористическое богатство среднеазиатского текстиля, вышивок, ковров, керамики. Волков исколесил всю Среднюю Азию вдоль и поперек, изучая закоулки старых городов, тесноту сцепленных друг с другом восточных жилищ.
В 1927-1930 Волков был членом местного объединения «Мастера нового Востока», объединившего в своих рядах художников разных национальностей.

Русский по происхождению, рожденный в Туркестане, получивший образование в Петербурге, Москве и Киеве, Волков явился связующим звеном между стилистической эволюцией европейских традиций начала ХХ века и народным декоративным искусством Востока, именно он повлиял на становление национальной узбекской школы живописи. Неповторимый живописный язык художника, присущая его работам колористическая насыщенность, глубина и свечение красок, постижение традиций народного примитива в соединении с библейскими сюжетами и суфийскими мотивами восточных религий придают его творчеству особые качества, позволяющие считать его выдающимся мастером первой половины ХХ века.
Умер Волков в Ташкенте 17 декабря 1957.

Меню