Волков Юрий Васильевич(1921—1991)

Выдающийся советский художник. Живописец-баталист. Член Союза художников СССР.

Выдающийся советский художник, живописец-баталист Юрий Васильевич Волков  родился 26 июня 1921 года в Севастополе в православной семье. Вскоре семья переселяется в Евпаторию. С пяти лет он начал рисовать. 

В 1938 году Юрий окончил среднюю школу № 2. Любимый предмет — рисование — вел талантливый педагог, выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств Павел Александрович Алипов. После уроков юные любители рисования спешили в изостудию. Занятия в ней проводил тоже Павел Александрович. 

Рисунки юного Юрия Волкова были отмечены ярким талантом. Уже в шестнадцать лет на Всесоюзном конкурсе детского творчества в Москве он получает первую премию за многофигурную акварель «Переход Красной армии через Сиваш».

В 1940 году, небольшой живописный пейзаж третьекурсника Волкова «Рысистые матки на водопое» (как лучшую ученическую работу) преподносят Академику батальной живописи Н.С. Самокишу в день его восьмидесятилетия от коллектива Крымского художественного училища.

Перед началом каждого занятия Николай Семенович просматривал домашние работы ученика, делал замечания, затем, предлагал ему рисовать небольшие бронзовые скульптуры лошадей из своей уникальной коллекции, сам же отходил работать к мольберту. Под влиянием Николая Семеновича Самокиша Юрий принимает решение стать баталистом и продолжить учебу в прославленной студии батального искусства им. Митрофана Борисовича Грекова. Галина Николаевна Волкова отсылает в Москву живописные работы сына и рекомендацию Н.С. Самокиша, и вскоре Юрий получает приглашение на учебу, но начинается Великая Отечественная война. 

С первых дней войны Ю.В. Волков на фронте. В октябре 1941 года он получает ранение в левую руку и позже с госпиталем попадает в немецкий плен. Трижды бежит из лагерей для военнопленных, но лишь в 1943 году ему удается вернуться в действующую Красную армию сапером. Во фронтовой газете за январь 1944 года можно было прочитать о втором ранении художника. Будучи ранен в голову, он продолжал подносить мины на огневые позиции и, только когда затихли взрывы и окончился бой, обратился в медпункт. За проявленные мужество и отвагу Юрий Васильевич был награжден орденом «Красной Звезды» (1944 г.) и медалями: «За освобождение Праги» (1945 г.), «За взятие Вены» (1946 г.), «За взятие Будапешта» (1945 г.), «За победу над Германией» (1946г.) и медалью «За отвагу» (1943 г.)

Не прошло и двух лет после демобилизации, как на выставках в художественном музее, в Симферополе, одна за другой появились три батальных картины Ю.В. Волкова «На Сталинградской дороге» (1947 г.), «Не уйти» (1947 г.), «Подвиг пяти Черноморцев» (1948 г.) В марте 1947 года его принимают в члены Союза художников СССР. Юрию Волкову исполняется двадцать шесть лет.

Особый успех выпал на долю картины «Подвиг пяти черноморцев». Огромное полотно впечатляет зрителя суровой правдой о войне. Трагическое и героическое в нем создают единый пронзительно достоверный художественный образ. Эмоционально и документально точно художник изображает кульминационный момент боя, когда ценой своей жизни моряки защищали каждый метр севастопольской земли от наступающих фашистов.

В 1948—1964г.г. в Крымском издательстве художником было оформлено и проиллюстрировано семь книг о событиях Великой Отечественной войны в Крыму.

В 1951—1957 годах были созданы две живописные картины о разгроме фашистов на мысе Херсонес в Севастополе: «Херсонесский тупик» (1951 г.) и «Расплата» (1956-1957 гг.). В экспозициях эти полотна выделялись глубиной замысла и мастерством пленэрной живописи. В них Юрий Васильевич Волков, художник и мыслитель, дал нравственно-философскую оценку войне, в неожиданном ракурсе раскрыл безумие расовой идеи, духовную несостоятельность насилия, пустоту жизни, лишенной Бога, и неизменно следующее за этим возмездие.

Не все задуманные картины о событиях Великой Отечественной войны успел написать художник. Осталось много эскизов к этим нерожденным полотнам.

В первый период творчества Юрием Васильевичем Волковым было создано восемь батальных картин и многочисленные графические работы. Рождению каждого произведения предшествовало тщательное изучение исторического материала, работа с десятками редких фотодокументов, поиск необходимого подлинного реквизита и неустанная работа с натурой.

Жанровых картин Ю.В. Волковым было создано немного. Это: «Кризис прошёл» (1954 г.), «На курорт» (1960 г.), «Дети и море» (1958 г.), «Горячая пора» (1950 г.).

Юрий Васильевич Волков был многогранным художником. Об этом свидетельствуют и его росписи в Свято-Ильинском греческом храме и в Свято-Николаевском соборе в городе Евпатории. Предыстория создания росписи «Голгофа» («Лунный пейзаж») в Свято-Ильинском греческом храме, дает нам возможность ещё раз увидеть красоту и глубину взаимоотношений между матерью и сыном. В середине 50-х годов художник испытывал материальные затруднения: заказов не было. И тогда Галина Николаевна решила сделать благое дело для храма и помочь сыну. Ничего не сказав Юрию Васильевичу, она отнесла свои сбережения, восемьсот рублей, в Свято-Ильинский греческий храм, и попросила, чтобы батюшка Михаил Севбо пригласил её сына выполнить роспись на восточной стене храма, а в оплату за работу добавил те деньги, которые она передала. Вскоре на восточной стене храма началась работа над росписью «Голгофа» («Лунный пейзаж»).

7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения. В газетах, журналах, в учебных заведениях и на производстве без устали проводили «глубокую систематическую научно-атеистическую пропаганду». Церкви закрывались, превращались в склады и спортзалы, а иногда и разрушались.

Когда труд художника уже подходил к завершению, нашлись «доброжелатели», которые отправили в Киев письмо о том, что член Союза художников СССР Ю.В. Волков проигнорировал постановление ЦК КПСС и работает над росписью стены в Свято-Ильинском греческом храме. Для вынесения вердикта в Евпаторию из Киева прибыла авторитетная комиссия во главе с Народным художником СССР М.Г. Дерегус. Войдя в храм, и внимательно рассмотрев готовую роспись Ю.В. Волкова, Народный художник СССР М.Г. Дерегус смело и твёрдо сказал: «За такое произведение не исключать из Союза художников надо, а принимать в члены Союза художников». Недаром прихожане этого храма до сих пор вспоминают с трепетом роспись «Голгофа» («Лунный пейзаж»). Но Волков все же был наказан: его кандидатуру, выдвинутую на присвоение почётного звания «Заслуженный деятель искусств УССР», отклонили. Спустя короткое время храм закрыли и начали использовать под склад, а в 1962 году его превратили в спортивный зал. Роспись «Голгофа» («Лунный пейзаж») была навсегда потеряна. Очевидцы рассказывали, как власти дали распоряжение ее закрасить, и рабочие покрыли роспись масляной краской, но она не хотела «умирать» и проступала сквозь краску. Тогда, чтобы уничтожить её окончательно, роспись покрыли горячей свежегашеной известью.

В 1963—1966 годах он выполнил в технике энкаустика росписи для Свято-Николаевского собора: пять фигур святых в простенках между окнами на барабане купола и три фигуры — на центральном клиросе. Работать приходилось на большой высоте. Это был очень тяжелый и кропотливый труд, но художник старался сделать его так, чтобы росписи сохранились надолго.

За полгода до смерти Ю.В. Волков вновь обращается к образу Иисуса Христа. Он рисует эскиз, где на переднем плане — на фоне фигур и лиц людей — римские легионеры поднимают крест, с только что распятым Иисусом Христом. Все лица обращены к Сыну Божьему и одновременно к зрителю. Но и этому эскизу не суждено было воплотиться.

С 1966 года Ю.В. Волков начинает колоссальную работу по исследованию новых возможностей техники реалистического изобразительного искусства. Работая на износ, он уставал так, что не было сил дойти до кровати. В течение 25 лет он провёл многочисленные эксперименты по усовершенствованию техники масляной живописи, акварели, туши, угля, темперы, пастели, не получая за это ни копейки. Результаты работы сохранились в десятках папок. Каждый раз, заканчивая изучение какой-либо техники, художник выполнял итоговую работу, в которой полностью раскрывал возможности изученной техники. Иногда он выполнял несколько итоговых работ. Так рождались серии: «Море», «Снег», «Ночь», «Травы»…

Помимо исследований техники изобразительного искусства Юрий Васильевич экспериментирует с керамикой, изучает новые возможности применения цемента в архитектуре.

В керамике для передачи сложной формы художник использует каркас, который в современной технике керамики тогда почти не применялся. Он добивается красивого цветового решения: его образцы керамики по тонким сочетаниям цвета напоминают природные камни. Выразительны его находки для использования цемента в декоративном оформлении фасадов зданий.

Юрий Васильевич Волков, несомненно, является одним из самых ярких явлений в жизни реалистического искусства XX века. Произведения живописи и графики, созданные им, опередили своё время. Тема войны, основная в его творчестве, помогла художнику дать ответ на вопросы, много столетий тревожащие сознание человечества. Какое значение имеет смерть в человеческой жизни; равнозначны ли смерть праведника и смерть убийцы; что такое бессмертие, обретенное в смерти, и не является ли жизнь, лишенная любви и сочувствия к ближнему, истинной смертью. В своих картинах средствами живописи художник дает определение понятиям духовной и физической смерти; он отвечает на вопрос, что важнее в системе человеческих ценностей: раскаяние преступника или прощение его жертвой; он говорит о любви и воле Бога в жизни природы и человека. Обращаясь в своих полотнах к вечным проблемам человеческого бытия, Юрий Васильевич Волков достигает совершенства в их художественном решении. Мастер реалистического письма — он понятен человеку любой национальности и любого возраста. Его картины всегда будут волновать душу человека. В них живет правда, которая обращает зрителя к Богу, заставляет задуматься о смысле жизни, о высоком предназначении художника и его искусства. Размышления художника о современном реалистическом искусстве оставленные в его дневнике и отдельных записках, его исследования новых возможностей техники изобразительного искусства очень важны сегодня для развития школы реалистического направления.

Юрий Васильевич Волков скончался 25 января 1991 года. В память о художнике Евпаторийской детской художественной школе в 1999 году присвоено имя Юрия Васильевича Волкова.

Меню