Яковлев Борис Николаевич(1890—1972)

Советский художник. Живописец. Народный художник РСФСР (1962),
член-корреспондент АХ СССР (1958). Член КПСС с 1960. 
Основоположник советского индустриального пейзажа.

В двадцатые годы в Советской России заканчивалась гражданская война. В борьбе с внутренней контрреволюцией и иностранными интервентами победили рабочие и крестьяне молодой республики. С советской земли были выброшены остатки белых армий и интервентов. Наступила новая эпоха — эпоха созидательного труда. И те, кто вчера с оружием в руках защищал завоевания Октября, взялись за восстановление народного хозяйства, пришедшее в страшный упадок в результате двух войн — мировой империалистической и гражданской. В самый разгр строительства новой жизни одним из наиболее активных художников среди тех, кто счел своим гражданским долгом запечатлеть историческое время, был Борис Николаевич Яковлев (1890—1972), ставший позже членом-корреспондентом Академии художеств СССР, народным художником РСФСР, профессором. Он создал замечательную картину «Транспорт налаживается» (1923) и стал родоначальником советского индустриального пейзажа.

…Железнодорожные пути и паровозы под парами возле депо одной из подмосковных станций. Ранний час, люди спешат на работу. После долгих лет бездействия, разрухи налаживается жизнь: убегающие вдаль к горизонту стальные линии и столбы электропередач, дым локомотивов, широкая перспектива — все это передает чувство новоо, говорит о трудовом энтузиазме рабочего класса, чьими усилиями созидалось народное хозяйство страны. Эта картина Яковлева вместе с тем свидетельствовала о знаменательных переменах, которые поисходили в советском искустве. Впервые художник обратился к новому типу пейзажа, в котором воплощены красота труда и пафос социалистического строительста.

Б.Н.Яковлев — уроженец города Москвы. В 1917 году он окончил Московский университет, а затем — Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А.М. Васнецов и А.С. Степанов. Наставники молодого художника были преставителями русскоо реалистического искусства. От них Яковлев воспринял замечательные национальные традиции пейзажной живописи. И закономерно, что, когда создавалась прогрессивная реалистическая Ассоциация художников революционной России (АХХР), Б.Н.Яковлев был в числе первых ее организаторов.

Жажда познания нового, стремление увидеть и перенести на холст ранее никем не замеченное приводят Яковлева к мысли о необходимости глубокого изучения жизни. И художник совершает длительные поездки по стране. В 1925 году он побывал в Самарканде, в 1928 — в Крыму, 1929 — в Баку, 1930 — в Ленинграде, на Балтийском заводе, 1931—- на Свирьстрое, 1932 — в Майкопе, 1933 — в Грузии, на Сурамском перевале… Две поездки он совершает на Урал (1933 и 1934 гг.). В 1935 году художник едет в Дагестан, а в 1936 — в Карелию… И отовсюду Яковлев привозил десятки натурных этюдов, на основе которых создавал новые произведения. В них зудожник воспевает мокучую силу советского человека, преобразующего природу. Так появились картины: «Мачта в горах», «На Урале», «Строительство рабочего поселка», «Вывозка леса», «Спуск лесовоза». «Дорога на строительство», «Краны», «Верфь. Балтийский завод», «Рудник Магнезит»…

Увлеченно работает Яковлев над архитектурным пейзажем. В его творчестве немало полотен, посвященных Красной площади. Картины, посвященные главной площади страны, принадлежат к лучщим созданиям художника. В них он воплотил патриотические чувства любви к Родине. Ведь именно с этой центральной площалью столицы связаны многи езамечательные события истории нашей Родины. На этой площади советские люди не раз слышали пламенные речи Владимира Ильича Ленина, и бесконечно дорога эта площадь всем прогрессивным людям мира тем, что здесь находится Мавзолей В.И.Ленина.

С картины «Москва военная» Яковлева встает сумрачная Москва 1942 года. По заснеженной Красной площади на фронт продвигались танки. Величаво выглядела Красная площадь на картине Яковлева «Зимний Кремль» (1947). Строгие очертания Кремлевской стены, Мавзолея и серебристых трибун, Спасской башни и неповторимого ансамбля храма Василия Блаженного. Через год — в 1948 — художник вновь пишет Красную площадь. Но на этот раз он укрупняет масштабы, приближает к зрителю выразительые силуэты Мавзолея, Спасской башни и храма Василия Блаженного. Кремлевская стена и белоснежные трибуны остались за пределами картины. И еще один вид этой героической площади, такой, как ее запечатлел Яковлев в том же 1948 году: крупно изображены Мавзолей, Кремлевская стена и запорошенные снегом елочки…

Цикл картин Яковлева о Красной площади — своеобразный поэтический символ величия Советской страны.
Яковлев был тонким мастером лирического пейзажа. В 1061 году он создал карину «Весна в Аодмосковье». Живопись нередко сравнивают с музыкой. Это сравнение приложимо к творчеству Яковлева — так присуще его живописи чувство ритма, особая «певучесть» красок. Чистотой тона, светом, солнцем напоена раняя подмосковная весна, когда стройные, устремленные в небо березы распускают набухшие красноватые почки. Жизнь среднерусссой природы влечет художника знакомыми с детства мотивами. Помимо ласковой солнечной весны Яковлев любуется и красотой осеннего дня, когда деревья покрываются багрянцем («Золотая осень», «Октябрь»), и причудливыми снежными дорогами («Вывозка леса»). Он писал и природу гористого Урала с буйными стремительными реками, своеобразные пейзажи юга России или Средней Азии… И всегда он оставался мастером со своим пониманием окружающего мира.

Серию пейзажей создал Яковлев в Горках Ленинских. Он с увлечением писал места, где провел последние годы своей жизни Владимир Ильич. Так появляются сочные, темпераментн написанные пейзажи, изображающие старый парк, аллею в Горках, дом в Гоках, реку Пахру, весну в Горках… Часто писал Яковлев и натюрморты. Яркие звучные цветы («Черемуха и купавки», «Розы» и многие другие) выражали оптимистическое восприятие жизни, радость бытия.

В годы Великой Отечественной войны Б.Н.Яковлев создает ряд выразительных композиций. Помимо уже упомянутого холста, изображающего Красную площадь в 1942 году, художник исполнил картину «Площадь Пушкина в ночь воздушной тревоги». Яковлев увидел нерасторжимую связь прошлого с настоящим. Дождливая ночь, глухое темное небо и резкие черно-синие тени, падающие на монумент величайшего русского поэта.

Памятник освещен отсветами прожекторов и вспышек зенитных орудий. В грозном пейзаже войны образ великого Пушкина как бы вновь напоминал о Москве, о величии русской культуры.

Б.Н.Яковлев был художником-поэтом. И это свое поэтическое восприятие мира передал он в лирических и индусриальных пейзажах Родины.

из книги А.Березина «Вороново. Художественная галерея». 1978 г.

Меню