Зарудный Иван Петрович(1670—1727)

Русский архитектор, а также резчик, скульптор и живописец. 
Для построек Зарудного характерна переработка элементов русской архитектуры XVII в. в духе традиций европейского барокко.

Среди зодчих, работавших в Москве в начале XVIII века, наиболее крупным был И. П. Зарудный.

Иван Петрович Зарудный (год рождения неизвестен — умер в 1727 г.) был очень разносторонне одаренным художником, работавшим в области живописи, скульптуры, архитектуры. Наиболее значителен он как скульптор-декоратор и как архитектор. Зарудный родился на Украине, с Украиной связаны и годы его учения. В своей дальнейшей творческой деятельности в Москве он замечательно сочетал художественные впечатления своей молодости с глубоким и проникновенным восприятием и претворением в практике московских художественных традиций.

Самым выдающимся созданием Зарудного является один из лучших памятников русской архитектуры начала XVIII века — так называемая Меньшикова башняЦерковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня). 1707 — церковь Гавриила-архангела, «что у Чистого пруда» в Москве, построенная по инициативе А. Д. Меншикова на территории его усадьбы в 1701 —1707 годах. Композиция ее представляет своеобразное претворение традиций столпообразных храмов XVII века. В прямоугольном в плане нижнем этаже выделено центральное помещение, трапезная и алтарная часть. Над центральным помещением возвышается второй ярус — хоры, — которым заканчивается объем собственно церкви. Два расположенных выше восьмерика имеют уже самостоятельный объем; их заложенные впоследствии проемы были некогда открыты, и башня служила колокольней. Первоначально здание завершалось еще высоким деревянным шпилем. Он просуществовал, однако, недолго и еще при жизни Зарудного, в 1723 году, был уничтожен пожаром, возникшим от удара молнии. При восстановлении здания во второй половине ХVII века вместо этой части был создан существующий поныне купол со своеобразной, завивающейся спиралью главой. Новое завершение прекрасно увязано с основным объемом здания и очень органически его заканчивает. Тем не менее оно безусловно очень сильно изменило его первоначальный облик. Развивая далее приемы использования классической системы ордера, элементы которой широко применялись уже в строительстве конца ХVII века, Зарудный в здании Меньшиковой башниЦерковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня). 1707 уже совершенно свободно оперирует системой ордера, предопределяя в этом отношении дальнейшее развитие русской архитектуры ХVIII века. Мотив шпиля, примененный в завершении Меншиковой башни и развивающий далее прием высотных сооружений конца XVII века, будет в дальнейшем довольно широко использован в строительстве петербургских зданий (Петропавловский соборПетропавловский собор. 1703—1704, АдмиралтействоАдмиралтейство. 1806—1823 и др.).

Своеобразие общего объемного решения Меньшиковой башниЦерковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня). 1707 сочетается с замечательной композицией ее фасадов и интерьеров. Совершенно самостоятельным приемом решен главный портал. Здесь паре тонких небольших колонн, поддерживающих балкон над входом и образующих как бы наличник двери, противопоставлены мощные волюты по ее сторонам. Чрезвычайно широко использована замечательная белокаменная резьба. Растительные мотивы этой резьбы переплетаются с чисто орнаментальными, целые панно и отдельные вставки органически включены в композицию фасадов. Живая и непосредственная передача наблюденных в природе форм сочетается с мастерской стилизацией, обусловленной материалом и самой ролью этого элемента архитектурной декорации.

Очень интересно и решение внутреннего пространства здания. За небольшой трапезной с хорами, на которых легкие детские фигурки-кариатиды, поддерживающие корзины с цветами и фруктами, служат опорами перекрытия, раскрывается

высокое центральное помещение, так же богато декорированное. Во внутренней отделке наряду с растительными и орнаментальными мотивами широко применены и изображения человеческих, по преимуществу детских фигур, поражающих своей жизнерадостностью и свободой трактовки. Оптимистическим, жизнеутверждающим, светским началом проникнуто все это замечательное сооружение от его общей композиции до  деталей скульптурной отделки.

В дальнейшем Зарудный очень много работал как мастер крупных скульптурных декоративных композиций. Им был создан ряд замечательных резных иконостасов (для дворца в Ораниенбауме, Преображенского собора в Ревеле и др.), трон и балдахин Петра I в Синодальной палате в Москве, ковчег и балдахин для переноса останков Александра Невского в Петербурге и т. д. Наиболее крупной среди этих работ Зарудного является Иконостас Петропавловского собораИконостас Петропавловского собора. 1722—1726Дерево (1722—1726). Зарудный превратил здесь традиционную иконостасную стену в пышную триумфальную арку, неразрывно связанную своей композицией с внутренним пространством собора. Иконостас охватывает пилоны и уходит своим завершением в барабан купола.

В отделке иконостаса наряду с архитектурными элементами широко применены изображения человеческих фигур, различные декоративные мотивы — драпировки, шнуры, кисти и т. д. Элементы светского искусства в этом произведении уже позволяют предвидеть ту выдающуюся роль, которую в ближайшие затем годы предстояло сыграть деревянной резьбе в отделке дворцовых зданий. Замечательно по виртуозности владение техникой деревянной резьбы, позволяющей свободно и убедительно передавать различие фактур изображаемых предметов. Иконостас Петропавловского собораИконостас Петропавловского собора. 1722—1726Дерево, выполненный в мастерской Зарудного, под его руководством и при его непосредственном участии, подготовил творения резчиков, покрывших в середине столетия чудесной золоченой резьбой стены дворцовых залов.

Строительство Петербурга, задуманного первоначально как порт и крепость, а вскоре превратившегося в столицу, происходило в условиях продолжавшейся Северной войны, на трудных для возведения большого города низких, болотистых берегах реки. Необходимостью обороны вновь формировавшегося города было обусловлено строительство двух основных опорных точек, ставших одновременно основными узлами, от которых шла застройка города, — крепости и АдмиралтействаАдмиралтейство. 1806—1823. АдмиралтействоАдмиралтейство. 1806—1823 должно было совмещать в те годы функции крупной судостроительной верфи с возможностью быть использованным и непосредственно в целях обороны.

Центр города был задуман первоначально на Петербургской (Петроградской) стороне, непосредственно под прикрытием крепости, затем он был перемещен на восточную часть Васильевского острова (к этому времени относится строительство зданий Двенадцати коллегийздание Двенадцати коллегий (университет). 1722—1742 и Гостиного двораВид Биржи и Гостиного двора вверх по Малой Неве-реке. Государственный Эрмитаж; расположение центра города на Васильевском острове предусматривал и проект Леблона) и, наконец, оформился окончательно в 30-х годах на участке между Невой и Мойкой, так называемом Адмиралтейском острове.

Появление новых заданий, необходимость всемерного ускорения и технического усовершенствования строительства вызвали в начале XVIII века потребность широкого привлечения иностранных специалистов, от которых можно было бы перенять опыт более развитой техники. Наряду с этим были приняты меры для скорейшего создания новых отечественных кадров.

С именем Ивана Зарудного с той или иной степенью достоверности связывают и другие московские постройки: церковь Петра и Павла на Новой Басманной улицецерковь Петра и Павла на Новой Басманной улице. 1719 (окончена в 1719 г.), палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной, церкoвь Иоанна Воина на Якиманке, надвратную церковь Тихвинской Богоматери Донского монастыря и Спасский собор Заиконоспасского монастыря.

Меню